Эндрю Линзи
Andrew Linzey, 1987, Christianity and the rights of animals, Сокращенный перевод с английского А. Елагина и Е. Мигуновой © Киевский эколого-культуpный центp, 2003 СОДЕРЖАНИЕ:
БЕСПРАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Согласно католической теологии, известной своею схоластичностью, животные не имеют морального статуса. Если мы и имеем какие-либо моральные обязательства перед ними, то они косвенны, а не непосредственны, и связаны с какими-нибудь человеческими интересами. Животные, полагает она, не наделены разумом, как человеческие существа и, следовательно, не наделены и бессмертною душой. Даже самые твердолобые схоласты ныне, пожалуй, согласятся признать, что животные всё-таки чувствуют какую-то боль, но, даже если это и так, их боль морально несопоставима и вообще не схожа с человеческой болью. Следовательно, - животные не имеют никаких прав. «Любители животных часто упускают из виду тот факт, что животные не имеют разума, то есть сотворены Богом для пользы и блага человека, - утверждает "Словарь моральной теологии". - Католическая моральная доктрина учит, что животные не имеют никаких прав, которые человек должен был бы им предоставить». Именно в этом контексте должны мы понимать современную дискуссию— как философскую, так и богословскую, - о правах животных. Именно упорная настойчивость схоластического католицизма неизбежно делает права тем предметом постоянной дискуссии, которым они являются. Это негативное влияние, которое привлекало и продолжает привлекать такое широкое внимание, кажется весьма странным, если принять во внимание все позитивные взгляды и установки христианской традиции в отношении животных. Тема прав животных — не какая-нибудь уступка теологических кругов людям светского образа мыслей, а просто современная, последняя стадия дебатов, начавшихся сотни лет назад. Джон Фостер в 1856 году писал, возражая Вильяму Виндхему, выступавшему против первых попыток принять законы в защиту благополучия животных: «С раннего детства нас учат, что приятные или болезненные ощущения животных не стоят нашего внимания; что не имеет ни малейшего значения, какие страдания они вынуждены переносить, если они из-за этих страданий не становятся менее полезными для нас ...; что, короче говоря, они не имеют тех прав, которыми обладают сознательные существа, и существуют … для нас». Если сегодня те, кто обеспокоен судьбой животных, предпочитают термин «права животных» выражениям типа «любители животных» или «благополучие животных», они - вольно или невольно - присоединяются к этим историческим дебатам, которые ещё отнюдь не исчерпаны. Не зря же «Национальное католическое общество в защиту благополучия животных» теперь именуется «Международным обществом защиты прав животных». И всё же христианам иногда нелегко выносить эти разговоры о правах, и иной раз не без причины. Какой смысл вкладывается в это понятие - «права животных» - в строго теологическом контексте? Я предлагаю следующее определение прав животных, состоящее их трех пунктов, которые я буду называть «Тео - правами» («Тео» дословно - Бог, то-есть «Божественными правами»). Утверждение, что животные имеют права, означает следующее: — 1 —
|