Белорусы: от "тутэйшых" к нации
Введение
Часть I.
Очерк 1. Краеугольные камни этнической культурологии
Этнос и его основные характеристики
Что такое этничность?
Менталитет, национальный характер, картина мира и "и всё, всё, всё"…
Этнические стереотипы и этнические ценности
Этнос и нация: этничность или национализм?
Очерк 2. Семь парадоксов белорусской этничности
"Белорусская старина": к вопросу об "общем" и "собственном"
Великое Княжество – литовское или белорусское?
Речь Посполитая: литвины, поляки, белорусцы…
Белорусские земли в составе Российской Империи: перекройка ментальных основ
Белорусское Возрождение или национально-культурное проектирование?
Советский и постсоветский белорус: феномен этничности
Часть II. Самообраз и менталитет традиционного белоруса
Очерк 3. Традиционный белорус: эскиз автопортрета
Белорус как реальность: константный самообраз и менталитет белоруса-крестьянина
Белорус как идеал: стремление к святости
"Негативный белорус": недовольство собою
Очерк 4. "Чужие" и "Другие" в самосознании традиционного белоруса
"Чужой" и "Другой": немножко теории
Образ Чужого: Пан
Поп и крестьянин: кто ближе к Богу?
Злодей ли "Злодзей"?
Москаль – человек пути
Баба как "гендерный Другой"
Инородец, или Свой Чужой (образ Еврея в белорусской сказке)
Очерк 5. Менталитет, картина мира и идентичность традиционного белоруса
Менталитет и картина мира белорусского крестьянина
Идентичность традиционного белоруса: этноним и этнический миф
Часть III. Белорус – советский и постсоветский
Очерк 6. Советский белорус
Советский социум как общество Модерна
Менталитет и картина мира советского белоруса
Время и пространство в менталитете белорусского советского интеллигента
Этноним и этнический миф в этничности советского белоруса
Очерк 7. Постсоветский белорус: реальность и виртуальнось
Интернет как поле исследования: проблемы и возможности
Картина мира и менталитет современного белоруса (по материалам блогов)
Этническое время и пространство в самосознании современного белоруса
Этничность современного белоруса: чересполосица версий
Этнические стереотипы в блогосфере: кто свой, а кто чужой?
Национальная идея как миф и как реальность
Заключение, или Белорус "на ростанях"
Список цитируемых источников
Моей семье
Создавая концепцию, автор выстраивает своего рода дом, имеющий все, что положено иметь дому – стены, крышу, но главное – фундамент. И, разумеется, краеугольные камни, "фундамент фундамента". Нередко бывает так: то, что на первый взгляд кажется нам красивым и прочным строением, рассыпается в пыль именно потому, что плохо держат краеугольные камни. При анализе особенностей этнической общности "дом" теории часто рушится из-за неуклюжего обращения с понятиями "этнос", "нация", "этническая территория" и мн. др. Впрочем, иногда причина – не в неловкости или безграмотности, а в сознательном стремлении исследователя представить свой народ "самым-самым" – самым древним, самым генетически "чистым", самым культурно развитым, самым достойным. Иногда это делается в самых "патриотических" целях, например, для роста самосознания представителей этноса. Но, увы, в этом случае исследование подменяется мифотворчеством, и мы обнаруживаем, что Будда является украинцем (В. Бебик), что именно украинцы создали санскрит и учили неграмотных индийцев Ведам (В. Кобылюх), или что грузины были европейцами еще с тех пор, как Ясон ступил на территорию нынешней Грузии, а Прометея приковали к скале (М. Саакашвили).
— 1 —