ЧАСТЬ V ПОСТИЖЕНИЕ КАСТАНЕДЫ Статья 39 Ришар де Милль ДОСТОЙНЫЙ СОПЕРНИК "Без существования достойного противника -- не врага, а хорошо подготовленного и действенного соперника, -- ученик не способен продвигаться по пути знания." Согласно описываемой истории, на календаре был 1962 год. Карлос расставлял ловушки на кроликов и перепелок, но не мог ничего поймать, а Кастанеда в это время показывал свои рукописи всем преподавателям Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, но никак не мог найти в них отклика. " -- Кто-то мешает твоей охоте, -- заявил Дон Хуан. -- Кто? -- спросил Карлос, хотя он уже понял, кто это был. Это была Ла Каталина, его достойный соперник." Или, как он называл ее в первых трех книгах, "ля Каталина" -- в это имя странным образом входили кавычки и определенный артикль женского рода. Этот эпизод указывает на два тонких свойства стиля работы Кастанеды. Первое заключается в том, что календарное время его жизни и время повествования часто совпадают, и описываемые приключения Карлоса относятся к тем же датам, когда аналоги событий происходят в жизни Кастанеды. Второе свойство представляет собой сигналы метафорического изложения, обнаруживаемые в странностях стиля и произношения, и благодаря им аллегория может быть отслежена вплоть до ее подлинных источников в обыденной жизни автора. Какие же события заставили Кастанеду выдумать "ля Каталину", очаровательную и ужасную ведьму, вмешивающуюся в охоту Карлоса на силу? Я убежден, что корни генеалогии достойного соперника заключены в двух статьях в "Сатэрди Ивнинг Пост", первая из которых принадлежала перу Олдоса Хаксли, одного из любимейших писателей Кастанеды. "Стимуляторы мистических способностей", к которым Хаксли относит ЛСД и пейот, "обеспечивают подлинный религиозный опыт", благодаря которому "огромное количество людей [зачастую] достигает радикального самораскрытия и более глубокого понимания природы вещей", что приводит к революции их религиозных представлений. Статья Хаксли была опубликована в октябре 1958 года, на границе 60-х. Через год Кастанеда прочел "Священные грибы", и она направила его к эпохальной работе семьи Уоссонов "Грибы, Россия и история", фигурирующие в которой шаманы Мария Сабина и Дон Аурелио, как я уже показывал, стали первыми прототипами Дона Хуана. Кастанеда был не единственным духовным революционером, вдохновившимся работами Хаксли и Уоссонов. Именно в то лето 1960 года, когда, согласно повествованию, — 1 —
|