Глава I Авторы собственного успеха? Чарли Чаплин (Charlie Chaplin), Марлон Брандо (Marlon Brando), Джеймс Дин (James Dean) и волнующее открытие того, что внешние обстоятельства могут определять наш успех Развивайте до максимума интуитивную прозорливость в своем окружении. Нассим Николас Талеб Nassim Nicholas Taleb Голливуд, 1936 год Если бы вы захотели объявить протест эффектам дегуманизации научно-технической революции, изобразив одну из убийственных картин ее давления на человека, как бы вы это делали? В фильме «Новые времена» (ModernTimes) Чарли Чаплин представил образ, который переживет все эпохи: он разместился внутри гигантского винтика, вращающегося в механизме огромных часов, где он пытался протискиваться сквозь колесо бесконечных революций. Несмотря на то, что это было новое и мощное представление, Чарли Чаплин встал, - а точнее, лег, - в ряд великих традиций ‘романтичного’ марша против научно-технического развития и его автоматов, чьими пленниками мы неизбежно становимся; традиций, которые берут начало со времен «Темных сатанинских мельниц» Уильяма Блейка (WilliamBlake, DarkSatanicMills). Такие писатели, как Блейк, противопоставляли ужасные вонючие трущобы Манчестера с его тупыми самодовольными свиньями и полным невежеством, нарисованными несколькими годами ранее Томасом Гейнсборо (Thomas Gainsborough), пасторальной идиллии стогов сена, зеленых полей и нежно журчащих рек. Но романтика всегда как-то больше наблюдается в поэзии и живописи, нежели в истории. Правда жизни заключается в том, что очень мало кто из крестьян британской глубинки XVIII века имел удовольствие наслаждаться свободой или тем, что мы сегодня называем «удовлетворением от работы»; их жизнь была трудна, и делали они лишь то, что были вынуждены делать, редко ели досыта и регулярно переживали периоды голода и жестоких эпидемий. Вот почему многие деревенские жители покидали свои убогие лачуги и искали работу в городах. Никто не принуждал их этого делать. Они добровольно становились частью стада, потому что, как бы ни тяжела была их жизнь в жерновах городов, эта жизнь была намного лучше, чем в деревне. Карл Маркс хорошо это понимал, - он сказал, что индустриализация избавила рабочих от «идиотизма деревенской жизни». Как бы то ни было, судьба Чаплина в 1936 была по существу такой же, как судьба рабочего в 1836, или крестьянина в 1736 или в еще более ранние периоды человеческой истории. Обычный человек – категория, которая включает в себя огромное и подавляющее большинство людей с начала всех времен, - всегда влачил ужасное, нудное, неудовлетворяющее его самого существование, при крошечном числе избранных, самих решающих, как им прожить свою жизнь. — 1 —
|