Даниленко О.И. Пособие по социальной психологии Глава I. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Слова "культура общения" столь часто используются в повсе- дневной жизни, что создается впечатление очевидности их смысла. Обычно мы говорим о том, что человек проявляет культуру обще- ния, если его обращение с другими людьми соответствует нашему представлению о приличном, хорошем, правильном поведении. Однако впечатление очевидности и легкости интуитивной оценки ложное. Это становится ясным, когда пытаешься ответить на такие, например, вопросы. Можно ли говорить о культуре общения, если человек чрезвычайно вежливо... обманывает собеседника? Если он, выражая справедливое возмущение, будет использовать некорректные выражения? Была ли присуща культура общения "презентабельным" гоголевским дамам, которые были озабочены соблюдением правил этикета, и отличались такой "необыкновенной осторожностию и приличием в словах и выражениях", что при- нуждены были почти половину русских слов выбросить из раз- говора, заменяя их французскими, "гораздо пожестче"...1 Прояв- ляет ли культуру общения молодой человек, загримированный под "панка", увешанный атрибутами "металлиста" и активно пользующийся соответствующим жаргоном? Даже в повседневной жизни навязывание своих вкусов и оце- нок скорее мешает, чем помогает взаимопониманию и нормаль- ному взаимодействию людей. Провозглашенный в последние годы принцип социалистического плюрализма предполагает уважение к разнообразию образов жизни и способов понимания реальности. Эта позиция отнюдь не означает ухода от моральной оценки по- ступков. Мы неизбежно даем такую оценку исходя из усвоенной нами системы ценностей, моральных установок и принципов. Человек, воспитанный в духе уважения к человеку, никогда не по- хвалит даже самое изощренное по форме действие, если им уни- жается достоинство другого. Однако давая оценку, следует по- мнить, что поведение обусловлено всем образом жизни человека,- "какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами",- так выразили эту мысль К. Маркс и Ф. Энгельс 2. И хотя объектив- ная обусловленность образа жизни отнюдь не снимает с личности ответственности за ее поступки, лишь учитывая условия жизни человека в прошлом и настоящем мы можем понять, почему он поступил так, а не иначе, и лишь в этом случае мы можем повлиять на его поведение. Таким образом, необходимо научиться различать — 1 —
|