Жанр "Лекций" не является новым для философии XX века и представляет хорошую возможность для рельефного, легко обозримого и "открытого" изложения, когда к письменному тексту предъявляется такое же требование доступности и интенсивности, как к речи. Книга написана на основе семестрового курса, читаемого в Высшей релипюзно-философской школе при Санкт-Петербургском Союзе ученых. Подготовка издания ЭЛ.Полякова Художественное оформление Е.В.Марковой Олег Михайлович Ноговицын 12 лекций о досократиках
12 ЛЕКЦИЙ О ДОСОКРАТИКАХ Подписано в печать 23.02.94. Объем 2.5п.л. Формат 60x84/16. Гарнитура Dutch. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Цена договорная Оригинал-макет: Д.Н.Начинкин Высшая религиозно-философская школа 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 5. Тел. 218-41-24 ISBN 5-900291-03-0 © Негосударственное образовательное учреждение - «Высшая религиозно-философская школа», 1994
С.-ПЕТЕРБУРГ 1994 Лекция перваяПредметом философии служит бытие. Во всякой другой - конечной - науке предмет предполагается, т.е. служит предпосылкой. Это значит, что нечто принимается, признается существующим. Математика исходит из того, что число - есть. Медицина - что есть норма; право - что есть закон. Что было бы с врачом, если бы он усомнился, что существует норма? Он стал бы не врачом, а философом. Понятие "бытие" не рассматривается конкретными науками, ускользает от определения в обычном языке. Нечто может приниматься за предпосылку или - что то же самое - за предмет науки как раз потому, что не обсуждается его бытие. Верят не в число, а в бытие числа. В этом состоит феномен "онтологической веры"; он заключается в том, что отождествляются две вещи: "бытие" и некий предмет. В само бытие нельзя уверовать. Наука, которая решит, что она вправе рассматривать как предмет "бытие", - лишается крова. Лишается возможности прибегнуть к фокусу, приему "онтологической веры", обычному в конечных дисциплинах. Для философии, которая собирается исследовать бытие, встает проблема начала, которую уже нельзя обойти. Именно из-за проблемы начала существует множество совершенно равноправных философий, которые иногда противоречат друг другу. Философия есть опыт, или попытка начала. Наш предмет - введение в историю философии. Систематическое изложение истории философии: Аристотель. "Метафизика". Гегель. "История философии" и "Логика". Для философии ситуация такова, что всякая "история философии" является просто одной из философий, т.к. исходит из начала этой философии. — 1 —
|