БЕСЕДА АРХИМАНДРИТА РАФАИЛА В СЕСТРИЧЕСТВЕ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО МОСКВА, 2004 О вере и послушании — Батюшка, что такое «живая» вера? — Вера — это не только доверие к внешнему авторитету. Вера — это особое чувство, духовная интуиция, посредством которой человек может ощущать духовный мир, как бы проникать в него. Живая вера охватывает человеческую душу, свидетельствует о том, что истинная жизнь — это общение с Богом, и требует от человека волевых усилий для воплощения в своей повседневной жизни. Мертвая вера — это лишь абстрактная и отвлеченная идея о существовании высшей силы, когда человек знает, что есть Бог, но не стремится к общению, единению с Ним. Это вера, которая не отражается в жизни человека, не делает его новым творением. Такая мертвая вера хуже незнания, она, скорее, будет обличением для человека: он знал, но не исполнил (см. Лк. 12; 47). — Бывали ли в Вашей жизни случаи, когда Господь требовал от Вас подъять подвиг хождения по водам? — Я думаю, что вся жизнь в нашем мире — это хождение по водам. Общение со многими мирскими людьми похоже на то состояние, когда кричишь: «Господи, помоги, утопаю!» — Как проявляется живая вера к духовнику? — Подвиг послушания можно назвать таинством общения душ. При постоянном духовном общении нет сомнений в том, что духовник знает твою душу, твои болезни, твою боль и может принять это на себя. От такого доверия к духовнику и рождается живое послушание ему. Здесь необходимо сказать про выбор духовника. Дело в том, что существуют различные, условно говоря, психологические типы. Духовник может быть вполне православным, может быть даже очень высокой жизни, может быть аскетом, и в то же время сердце не открывается перед ним. А бывает, что при первом же разговоре с духовником мы чувствуем, что он понимает глубины нашей души. Сердце сердцу как бы подает весть и слышит ответ. С этого момента у человека рождается живая вера к духовнику. Если же такого чувства нет, то послушание становится формальным. Оно может быть исполнено старательно и точно, но будет лишь внешним, а сердце останется сокрытым и как бы запертым от духовника. — Вы сказали, что духовник знает немощи своего духовного чада и готов принять это на себя. Что значит «принять это на себя» ? — Принять на себя — значит пережить эти состояния и как бы предстать в молитве перед Богом за это духовное чадо так, как будто бы грех совершил сам духовник. — 1 —
|