Свами Праджнянпад – Азбука мудрости
Составитель Даниил Руманов Самара Издательский дом «Агни» 2004 г. Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Признание духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяснить новым, оригинальным, а порой и вызывающим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии. Свами Праджнянпад, или Йогешвар Чхатопадхьяя, как его звали первоначально, родился в браминской семье в Западной Бенгалии. Несмотря на раннюю смерть родителей, получил традиционное браминское воспитание, хорошо знал санскрит и Упанишады. По настоянию старшего брата поступил в инженерное училище, но потом перешёл в Калькуттский университет, где изучал физику. Окончил его с золотой медалью, которой награждались особо одарённые студенты. Что делать дальше? В глубоком раздумье Йогешвар обратился за советом к профессору С. Бозе, будущему нобелевскому лауреату. Тот посоветовал молодому человеку заняться научно-исследовательской работой. Однако в то же самое время, в 1921 году, в Индии прозвучал призыв М. Ганди к отказу от сотрудничества с британскими властями, и Йогешвар решил посвятить свою жизнь просвещению народа. Сначала он преподавал физику в индуистском учебном заведении провинции Бихар, затем по предложению профессора Раджендры Прасада (первый президент Индии после освобождения страны в 1947 году) перешёл в только что открывшийся первый индуистский университет священного города Бенареса, где помимо физики преподавал также английскую литературу. Для университетской библиотеки профессор Раджендра Прасад заказывал новейшие книги, изданные на Западе. Благодаря этому Йогешвар познакомился с произведениями 3. Фрейда, которые произвели на него сильнейшее впечатление. В них он нашёл «отсутствующую связь» между ежедневной обыденной жизнью и возвышенными идеалами Упанишад. Рассматривая духовную традицию, Свами Праджнянпад неизменно применял научный подход. Он не принимал на веру никакие традиционные наставления, какова бы ни была их общепринятая святость. Так, восхищаясь Упанишадами, которые считал «одним из самых величайших сокровищ человечества», он заимствовал из них только то, что соответствовало его разуму и его собственному опыту. Таким же был его подход ко всем духовным ценностям религиозно-философских учений Индии. — 1 —
|