СОЦИОН: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Ваше образование, объяснитетечение звезд и прочие планеты! Александр ГРИНПсихология — знание, без которого человеку не обойтись. В том числе и деловому человеку. По двум причинам. Во-первых, она помогает делать дело. Эффективно управлять. Договариваться с партнерами. Получать максимальный результат. Во-вторых, и самый прагматичный коммерсант желает обеспечить себе высокое качество жизни — в работе и вне ее. Спору нет, “Мерседес"— это праздник, который всегда с тобой. Но есть еще одна ценность: красота человеческих отношений. Создать ее труднее, а разбить легче, чем “Мерседес”. И счастлив только тот, кто познал эту красоту. А остальные богатые — плачут. Это очевидно многим. Даже при нашем “диком” капитализме. А кому не интересно сотрудничество с инофирмами? И вот, как никогда остро, ощущаем мы недостатки своего английского и... скажем так, культуры человеческого общения. Ага, на курсах секретарей знают точное определение: “Деловая этика”. Или еще, так: “Психология успеха”. Кто сегодня скажет, что это “смешной” предмет? Секретарь должен быть этичным. По крайней мере, в деловой обстановке. Погоди, скажет умудренный жизнью босс. Можно не учиться, да иметь подход к людям. А иного, сколько ни учи... Не учиться — оно, конечно, можно. Да только кое-чему научиться нужно. А с умудренным читателем (даже если он и не босс) мы согласны; большинство настоящих психологов — это не те, что с дипломом психолога. Правда, точно так же клан настоящих психологов не совпадает с кланом боссов. Во все времена находились талантливые люди, которые предвосхищали научные положения психологии. Вот, например, как характеризует своего героя сочинитель детективов Гордон Макгил: “Его представления о человеческой природе были смутными, он не разбирался в мотивах поведения того или иного человека, постоянно удивляясь, как по-разному реагируют люди на определенные явления. Но вот уловить суть какой-нибудь проблемы он мот за считанные секунды”. Да это прямая иллюстрация Юнга[1]. Но вернемся к этике, Автор позабыл марксистско-ленинское определение этики, сам же он определяет ее как систему отношений человека к основополагающим жизненным ценностям, прежде всего — к другим людям. Едина ли этика? Нет: критерии нравственности могут быть различными в разных этических системах. Есть этика буддистская и мусульманская, крестьянская, мещанская и так далее. Единственно правильной этикой автор видит христианскую мораль, ибо она есть выражение этики Творца. — 1 —
|