Е. В. Золотухина-Аболина КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ acТ издательство МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ГОСТОВ-НА-ДОНУ 1999 ББК Ю7я7 380 Золотухина-Аболина Е. В. 380 Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 384 с. ISBN 5-222-00503-8 Курс лекций посвящен важнейшим проблемам человеческой жизни. В них анализируются этические и экзистенциальные проблемы, которые волнуют каждого мыслящего человека. Автор излагает материал легко, интересно, без казенщины и морализирования. Книга рассчитана на студентов, учащихся и преподавателей, а также на всех, кто интересуется вечными вопросами о смыслах и ценностях жизни. ISBN 5-222-00503-8ББК Ю7я7 © Золотухина-Аболина Е. В., 1999 © Обложка. Издательство «Феникс», 1999 Введение ЧЕЛОВЕК КАК МОРАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО Уважаемые читатели! Эта книга посвящена рассмотрению человека как морального существа. Чтобы раскрыть такой сложный и неоднозначный феномен, каким является Homo moralis, необходимо хотя бы коротко остановиться на родовых особенностях человека, которые позволяют ему не только слыть, но и реально быть субъектом нравственного поведения. Кроме того, надо выяснить, что такое мораль, дать ей определение, и лишь затем можно приступить к самому главному и интересному — к анализу тех этических понятий, которые призваны выразить все богатство и противоречивость повседневной нравственной жизни. Разумеется, моральная проблематика не исчерпывается теми темами, которые составляют основу моего лекционного курса. Она неисчерпаема, как неисчерпаем человеческий опыт. Однако я постаралась выбрать для вас те моральные сюжеты, которые актуальны в любые времена и проходят через всю человеческую историю. Темы добра и зла, свободы и ответственности, долга и совести, смысла жизни так же важны и актуальны сегодня, как и тысячу лет назад. Я надеюсь, мои читатели, что они не оставят вас равнодушными. Итак, обратимся к специфике человека, которая определяет его возможность быть моральным. На первый взгляд, человек — одна из разновидностей многочисленных животных видов, обитающих на Земле. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, «материя обладает аппетитом к форме», и в природе мы видим множество зверей и птиц, рыб и насекомых, не похожих друг на друга, наделенных разным обликом, расцветкой и нравом. Все они — конкретно-чувственные, эмпирические, плотские создания, связанные в целостное единство экологическими законами. Человек тоже состоит из плоти и костей, тоже хочет есть, стремится размножаться и подчиняется в своем развитии диктату генетического кода. В чем-то он очень похож на своих «меньших братьев» — он так же страдает и так же умирает. И все-таки человек есть нечто принципиально иное, ибо биологические законы — лишь фундамент, на котором строится здание человеческого бытия, только предпосылка для развертывания мира культуры, который дает человеку возможность обладать самосознанием, свободой и моралью. — 1 —
|