ФИЛОСОФЫ РОССИИ XX ВЕКА Т. И.ОЙЗЕРМАН ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Издательство «АЛЕТЕЙЯ» Санкт-Петербург 1999 ББК 14017(3) Т. И. Ойзерман (99) Редакционная коллегия серии «Философы России XX века»: Степин В. С, председатель; Блюхер Ф. Н., ученый секретарь; Гусейнов А. А.; Зотов А. Ф.; Лекторский В. А.; Микешина Л. А.; Огурцов А. П. Философия, в отличие от любой науки, каков бы ни был исторический уровень ее развития, существует как неопределенное множество философских учений, которые противостоят друг другу, но вместе с тем и дополняют друг друга. Таков modus essendi философии. Такой она была уже в первое столетие своего исторического бытия, такой осталась и в наше время, и нет оснований полагать, что когда-нибудь в будущем философия утратит свою многоликость, являющуюся специфической формой познания. С точки зрения современности негативное отношение к плюрализму философских учений следует считать уже устаревшим, преодоленным воззрением. Было бы поэтому заблуждением полагать, что философский плюрализм существует лишь постольку, поскольку развитие философии еще не увенчалось последней системой, абсолютной истиной в последней инстанции. Эти тезисы, обосновываемые в первой части монографии, конкретизируются во второй ее части путем анализа учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 98-03-16030 Издательство «Алетейя» (Санкт-Петербург) — 1999 г. Т. И. Ойзерман — 1999 г. Оглавление Введение ........................................ 5 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА философия как единство научного и вненаучного познания 25 Плюрализм философских учений как специфический по Историко-философский процесс и развитие научных знаний...................................... 65 Существуют ли универсалии в сфере культуры? ........... 83 Сенсуалистическая гносеология и действительный научно- Существует ли логическая проблематика за пределами фор Философия и фундаментальные науки в системе диалекти Феноменологическая концепция философии как высшей ду — 1 —
|