Институт психологии Российской академии наук И. В. Блинникова РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Москва 2003 УДК 159.938 ББК 88 Б 69 Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается Б 69 Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций — М., Изд=во ИПРАН, 2003. — 142 с. Книга обобщает результаты многолетних исследований автора, направленных на изучение роли зрительного опыта в познании окружающего мира и построении адекватного поведения. Рассматриваются проблемы раннего когнитивного, моторного, поведенческого, социального и речевого развития в условиях зрительной депривации, а также значение зрительного опыта для информационной обработки и формирования ментальных репрезентаций. Даются рекомендации для ранней реабилитационной работы с детьми, у которых диагностируются грубые поражения зрительного анализатора. Книга подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (Грант N 01=06=00145а) © Издательство Института психологии Российской академии наук, 2003 ISBN 5 9270 004 ВВЕДЕНИЕ Насколько знания слепых людей отличаются от знаний зрячих? Этот вопрос стал обсуждаться в науке очень давно — с конца 17 века. Джон Локк в «Опыте о человеческом разумении» попытался ответить на вопрос своего друга Уильяма Молино, который спрашивал, может ли человек, родившийся слепым и научившийся отличать на ощупь куб от сферы, различить их с помощью зрения, внезапно прозрев. Локк ответил на этот вопрос отрицательно. Как сторонник эмпиризма Локк полагал, что при рождении человека его ум представляет собой «tabula rasa», — «белую бумагу без каких=либо знаков и идей», и все понятия и представления вычерпываются из сенсорного опыта. Поэтому слепой от рождения человек может иметь только тактильные представления об объектах и не может разли= чить объекты с помощью зрения. Прийти к абстрактным амодальным понятиям можно, только интегрировав идеи из разных органов чувств. Сторонники рационализма, напротив, постулировали, что абстрактные идеи о мире существуют с рождения, и поэтому мы можем узнать сферу, представленную нам в любой модальности, поскольку уже имеем представление о сфере как таковой. — 1 —
|