Александр Сосланд Кайнэрастия Концепт. Среди существующих на сегодня мотивационных теорий, на наш взгляд, не хватает теории, адекватно объясняющей всем известные обстоятельства, а именно – форсированного стремления к перемене объектов влечений, смене родов деятельности, занятий, впечатлений. Мы полагаем, что необходимо ввести в обиход новый мотивационный концепт. Именно за ним должно быть закреплено это самое стремление к новизне, которое, на самом деле, находится внутри любого другого желания. Кайнэрастия (kainos др. греч. – новый, erastes др. греч. – любящий, почитатель) составляет коренную сущность любого влечения. Она присуща всем сферам человеческих интересов и всем областям деятельности. Трудно представить себе власть, не стремящуюся к своему расширению, к завоеванию нового, ограничивающуюся достигнутым безо всякого к тому принуждения. Подобно либидо и стремлению к власти, кайнэрастия является безусловно коренным влечением, несводимым более ни к чему. Следует выделить два типа кайнэрастии – пассивный и активный. К первому относится стремление к перемене впечатлений, новых ощущений. Однако по-настоящему личность реализует свои кайнэрастические стремления только в творчестве, то есть активным образом. Можно выделить три основных составных кайнэрастии: воспринимать новое, быть новым, создавать новое. Нейропсихологические корни. Один из путей фундирования кайнэрастии – нейропсихологический. Вот что мы читаем у известного детского психолога Л. Божович: «По-видимому, потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга. Это делает понятным возникновение такой потребности. Ведь к моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем более в функциональном отношении. Известно также, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его морфологическое и функциональное развитие» [Божович 2001: 159]. По ходу своего развития эта потребность приобретает специфически человеческие черты: «Таким образом, потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие органические потребности) она начинает приобретать некоторые специфические особенности, — 1 —
|