Ф.И.Щербатской
КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
Перевод Б.В.Смичова и А.Н.Зелинского
Тh.Stcherbatsky. The Conception of Buddhist Nirvana. Leningrad, 1927.
Ф.И.Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: "Наука", 1988, с.199-262
Предисловие
- Введение
- Буддизм и йога
- Мистическая интуиция (yogi-pratyaksha)
- Вера Будды в личное бессмертие
- Был ли Будда агностиком?
- Позиция позднейших школ хинаяны
- Двойственный характер абсолюта
- Вайбхашики
- Саутрантики
- Йогачары
- Мадхьямики
- Учение о причинности в хинаяне
- Видоизменение этого учения в махаяне
- Учение об относительности
- Истинно вечный Будда, познаваемый мистической интуицией
- Новая концепция нирваны
- Относительна ли сама относительность
- Параллельное развитие буддизма и брахманизма
- Европейские параллели
- Позиция школы ньяя-вайшешика
- Заключение
Комментарий Б.В.Семичова и А.Н.Зелинского
Список сокращений
Предисловие
Импульс к созданию этого труда был дан Денисоном Россом, директором Школы восточных исследований в Лондоне, когда он попросил меня написать для "Бюллетеня Школы" обзор книги проф. Л. де Ла Валле-Пуссэна о нирване [1]. В процессе критического разбора ряда положений, затронутых в ней, мне пришлось заново пересмотреть позицию школы саутрантиков и ее предполагаемое "отрицание" нирваны. Эта школа представляла собой промежуточный этап между хинаяной и махаяной, и ее позиция не могла быть уяснена без понимания основных положений последней, что и побудило меня в дальнейшем вывести махаяническую концепцию Будды и его нирваны. В процессе этой работы различие между хинаяной и махаяной явилось неожиданным подтверждением тех взглядов и разъяснений технических терминов, которые содержались в моем труде "Центральная концепция буддизма", изданном Королевским азиатским обществом в Лондоне в 1924 г. Настоящий труд может рассматриваться по отношению к нему как дочерний и мог бы быть озаглавлен "Центральная концепция махаяны"...
I. Введение
Хотя прошло уже сто лет с начала изучения в Европе буддизма, но мы все еще блуждаем в потемках по поводу основных положений этой религии и философии. Безусловно, никакая другая религиозная система не представлялась столь трудней для ясного определения. Мы сталкиваемся здесь со сложной терминологией, относительно которой существуют различные точки зрения и которая часто объявляется непереводимой и непонятной. В своем отчаянии некоторые ученые приходили к выводу, что религиозная и философская система мышления в Индии иная, нежели в Европе, что она не укладывается в ясно изложенные логические построения, а всегда полна неопределенных мечтаний, в значении которых сами их авторы не совсем уверены1. В одной из своих последних работ Л. де Ла Валле-Пуссэн2 предпринял попытку пересмотреть заново вопрос о значении буддийского идеала нирваны, и он предостерегает с самого начала, что нам нечего ожидать чего-либо обнадеживающего от индийских источников3. Раньше, признается он, идея нирваны казалась ему очень неясной, но в последнее время он совершенно изменил свой взгляд и полагает теперь, что даже те туманные рассуждения источников, в которых он пытался разобраться, являются лишь более поздними добавлениями; что сначала нирвана означала простую веру в бессмертие души и ее блаженное пребывание в раю, веру, исходившую из практики черной магии.
— 1 —