Перевод с английского В. С. Сысоев Санкт-Петербург Университетская книга 1999 УДК 15 ББК 88 3 М 60 С. Миллер. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999 — 320 с. 15ВЫ 5-7914-0025-Х Известный психолог доктор Сюзанна Миллер преподавала и проводила свои экспериментальные исследования в колледже Бирбек в Лондонском университете. Работая психологом в комитете по образованию в Уэйкфилде и Оксфорде, она в то же время являлась членом ученого совета Национальной ассоциации психического здоровья. В дальнейшем С. Миллер была занята в исследовательском проекте, который осуществлялся при поддержке ученого совета по общественным наукам Института экспериментальной психологии Оксфордского университета. Результатом ее исследований стала книга „Психология игры". Книга об игре должна охватывать самый широкий круг наблюдаемых явлений, оставаясь при этом строго научной. Автору это удалось блестяще. Книга очень увлекательная, чрезвычайно информативная, проницательная и рассудительная. С. Миллер не пытается создать теорию, охватывающую все формы игры, не поддается она также искушению читать морали и проповеди. Книга предназначена для медиков, биологов, психологов, преподавателей и родителей, желающих лучше понять психологию своих детей. В оформлении использована картина художника Дм. Яковина «Искушение» 15ВЫ 5-7914-0025-Х ©В.С.Сысоев — перевод, 1999 © П. Палей - оформление, 1999 © Университетская книга, 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Когда меня попросили написать книгу по психологии игры, я вспомнила одну политическую карикатуру на незадачливых родителей-пацифистов, собирающихся на Алдерстонский марш Мира. Их маленький ребенок отказывался идти вместе с ними бороться за мир до тех пор, пока ему не разрешили нести в руках ужасно выглядевшую игрушечную атомную бомбу. Какова бы ни была здесь мораль, карикатура содержит в себе мысль о том, что в человеческом поведении существует притворство. Первый из вопросов, на который в этой связи необходимо ответить психологам: "Подтверждено ли притворство как таковое, и какие есть этому доказательства"? Психологи не могут использовать общепринятый язык для определения своих понятий. Тот факт, что люди одним словом называют разные виды активной деятельности, не гарантирует возможности объяснения этих действий одним механизмом, или их порождения одинаковыми причинами. Это просто говорит о том, что в обыденной жизни у людей нет необходимости точно определять понятия. — 1 —
|