Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк ВВЕДЕНИЕ. ИСТИНУ НАЗОВИ МНЕ. 1 1. ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ 4 2. АНТИЧНАЯ ДРУЖБА: ИДЕАЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 14 3. ОТ РЫЦАРСКОЙ ДРУЖБЫ К РОМАНТИЧЕСКОЙ 20 4. ОСКУДЕНИЕ ИЛИ УСЛОЖНЕНИЕ? 32 5. ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ 39 6. У ИСТОКОВ ДЕТСКИХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ 51 7. ЮНОСТЬ В ПОИСКАХ ДРУГА 57 8. ДРУЖБА ВЗРОСЛЫХ 66 9. ДРУЖБА ИЛИ ЛЮБОВЬ? 71 10. СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ... 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89 ВВЕДЕНИЕ. ИСТИНУ НАЗОВИ МНЕ. Истинное государство, истинный брак, истинная дружба нерушимы, но ни- какое государство, никакой брак, никакая дружба не соответствуют пол- ностью своему понятию. К. Маркс Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности друж- бы. Впервые это обычно случается в ранней юности, когда от школьных дис- путов о дружбе, товариществе и любви ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жизненных проблем. Умудренные опытом взрослые улыбаются такой наивности. Однако их живо волнуют проблемы психологии общения, социальные и психологические причины некоммуникабельности, спо- собы укрепления соседских и дружеских связей и т. д. Трудно назвать классика философии, который не писал бы о дружбе: Пла- тон и Аристотель, Феофраст и Эпикур, Цицерон и Сенека, Августин и Дунс Скотт, М. Монтень и Ф. Бэкон, К. Томазий и X. Вольф, А. Шефтсбери и Д. Юм, П. Гольбах и К. Гельвеций, И. Кант и Г. В. Гегель, С. Кьеркегор и Л. Фейербах, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевс- кий. Но дружба как предмет серьезного научного исследования сразу же вы- зывает скептическое отношение. После моего доклада на первом Всесоюзном симпозиуме по проблемам общения (1970 г.), в котором предлагалась прог- рамма междисциплинарного изучения дружбы, кто-то прислал мне записку: "Жалею, что Вы так рано отходите от настоящей науки". Несколько лет спустя аналогичное отношение к проблеме выявилось в другой ситуации. Студентам физического факультета Ленинградского университета сказали, что они могут прослушать факультативный курс по психологии общения. — 1 —
|