АННИ БЕЗАНТ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО (или малые мистерии) Перевод с английского Е. Писаревой ПРЕДИСЛОВИЕ Глава I. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА РЕЛИГИЙ Глава II. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА Глава III. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА Глава IV. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХРИСТОС Глава V. МИФИЧЕСКИЙ ХРИСТОС Глава VI. МИСТИЧЕСКИЙ ХРИСТОС Глава VII. ИСКУПЛЕНИЕ Глава VIII. ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ Глава IX. СВЯТАЯ ТРОИЦА Глава X. МОЛИТВА Глава XI. ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ Глава XII. СВ. ТАИНСТВА Глава XIII. СВ. ТАИНСТВА (Продолжение) Глава XIV. ОТКРОВЕНИЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ ПРИМЕЧАНИЯ Продолжая рассмотрение мистерий познания, мы останемся верными достойному и чтимому правилу традиции, начав с происхождения вселенной, установив те главные черты физического исследования, которые необходимо предпослать, и, устраняя все, что может послужить препятствием на нашем пути; так чтобы ухо приготовилось к восприятию традиции Гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению, и мистерии предшествуют мистериям. Св. Климент Александрийский Да будет этот образец достаточен для тех, кто имеет уши. Ибо не требуется раскрывать мистерию, но лишь указывать на то, что достаточно. Св. Климент Александрийский Кто имеет уши чтобы слышать, да слышит! *1 [Сноски даны в конце работы] Св. Матвей Цель этой книги — предложить читателям ряд мыслей относительно глубоких истин, лежащих в основе Христианства, истин, которые или принимаются слишком поверхностно или даже совсем отрицаются. Великодушное желание разделить со всеми наиболее драгоценное, широко распространить бесценные истины, не лишать никого света истинного познания имело последствием усердие без разбора, которое упростило Христианство до того, что его учения приняли такую форму, которая и возмущает сердце, и не принимается разумом. Заповедь "проповедовать Евангелие всей твари, которую едва ли можно признать за подлинную заповедь, — была истолкована как запрещение передавать Гнозис немногим, и она же вытеснила иное, менее распространенное изречение того же великого Учителя: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями." Эта неразумная сентиментальность, отказывающаяся признать явное интеллектуальное и моральное неравенство людей и, благодаря этому, стремящаяся свести к уровню понимания наименее развитых людей учения, доступные лишь для высокоразвитого ума, жертвующая таким образом высшее на пользу низшему к обоюдному вреду, — такая сентиментальность была чужда мужественному здравомыслию ранних христиан. Св. Климент Александрийский говорит совершенно определенно: "И даже ныне, как сказано, “не нужно метать бисера перед свиньями, да не попрут его ногами и, обратившись, не растерзают вас”. Ибо трудно изложить чистые и прозрачные слова, касающиеся истинного Света, свинским и неподготовленным слушателям"*2. — 1 —
|