Ольга Егошина Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского о . г . и МОСКВА 2 0 0 4 Работа выполнена в научно-исследовательском секторе Школы-студии (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова. Исследовательская часть проекта была поддержана грантом РГНФ 1999-2001 г. Издание осуществлено при финансовой поддержке Школы-студии (ВУЗ) им. Вл. И.Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П.Чехова. Приношу глубокую благодарность всем тем, без кого эта книга не могла бы состояться: директору ГЦТМ им. А. А Бахрушина В. В. Губину; всем сотрудникам архивно-рукописного фонда ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и особенно заведующей фондом И.С.Преображенской; всем сотрудникам Музея МХАТ; своим коллегам по научно-исследовательскому сектору. Особая признательность за советы и помощь в работе - И. Н. Соловьевой В книге использованы фотографии из Музея МХАТ (автор И. А. Александров). Анатолий Смелянский. Счастливый случай .............2 Предисловие...................................................................4 Как Смоктунович стал Смоктуновским...................5 Фарбер .......................................................................... 12 Князь Мышкин ............................................................13 Царь Федор Иоаннович ............................................28 Мхатовский период ....................................................39 Иванов ........................................................................... 40 Дорн.................................................................................53 Часовщик .......................................................................59 Иудушка Головлев .......................................................61 Человеко-роль................................................................83 Счастливый случайПредлагать еще одну книгу о знаменитом актере — риск. Многие из тех, кто прославлен, успевают поведать миру секреты своего искусства и своей карьеры (Борис Равенских на каком-то узком режиссерском сборище в ВТО в середине 70-х обрисовал трудности репетиций в Малом театре, труппа которого представляла тогда коллекцию звезд: «В сцене заняты человек пять и все пятеро уже успели издать книги про свою „жизнь в искусстве"»). Актеров можно понять. Они спешат сотворить и утвердить свою легенду без посредников. Они знают, что на критиков-современников, а тем более потомков трудно положиться в таком скоротечном деле, как актерская слава. Они пишут сами (если могут) или надиктовывают текст какому-нибудь пролетарию пера, который готов за небольшое вознаграждение воплотить в нехитрая слове взлелеянную актерам версию собственной жизни. Спешат донести до города и мира благую весть, которую часто можно исчерпать одной фразой: «Если бы вы знали, как меня принимали в Харькове». — 1 —
|