Грекулов Е. Ф. – Православная инквизиция в России Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г. Содержание: ? Введение. ? Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения. ? Глава II. Ведовские процессы.. ? Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом.. ? Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением.. ? Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России. ? Глава VI. Отлучение и анафема. ? Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы.. ? Глава VIII. Гонения на просвещение и науку. Введение В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I. «Петр I, — писал один историк в журнале «Русский вестник» в 1891 г., — создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением». Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь. Так, известный церковный историк М. И. Горчаков в статье «Инквизиция в восточной церкви», полемизируя с Вл. Соловьевым, доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же «правилах» православной церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков1. — 1 —
|