Любови Балакиревой Alexander Schtschipkow Christliche Demokratie in Russland Александр Щипков Христианская демократия в России Москва 2004 Книга посвящена христианско-демократическому движению в России в 90-е годы XX века, его истории, идеологическому развитию и партийной борьбе. Издание осуществлено при поддержке Московского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра. Das Buch ist der christlich-demokratischen Bewegung in Russland in den 90-er Jahren des 20-ten Jahrhunderts, ihrer Geschichte, ihrer ideologischen Entwicklung und dem Parteikampf gewidmet. Die Buchpublikation ist bei der Au?enstelle der Konrad-Adenauer-Stiftung in Moskau unterst?tzt Редактор Е. Мохова . © Александр Щипков ББК 66.69(2Рос)я2 Щ60 Щипков А.В. Христианская демократия в России – М.: Издательский дом "Ключ-С", 2004. – 120 с. ISBN 5-93136-029-3 Редактор Е. Мохова . © Александр Щипков © ИД "Ключ-С". 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Глава 1. Политизация религии – характерная черта 1990-х годов Глава 2. Исходные доктрины Глава 3. Неформальное религиозное движение в СССР Глава 4. Поиск ценностных приоритетов в политике («западники») Глава 5. Трансформация почвеннических идей («патриоты») Глава 6. Роль международных организаций в становлении российских ХДС Заключение От автора Изменение общественных отношений, вызванное сменой государственного устройства России в начале девяностых годов XX века, включало в себя и изменение отношений между государством и религией. Мы стали свидетелями двух встречных процессов – десекуляризации политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на позитивную, объединительную роль церквей как носителей общемировых ценностей, а церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных задач, которые стоят перед ними. Либерализация российского законодательства о свободе совести позволила верующим включиться в общественные и политические процессы. Количественный рост религиозных общин сопровождался ростом числа благотворительных, учебных и политических организаций, ставящих в основание своей деятельности нравственные принципы. Эти организации зачастую выбирали автономный способ существования, независимый от сложившихся церковных структур. Вследствие этого формировалась общественная сила, которая занимала пространство между церковью и государством, в какой‑то степени выполняя функцию связующего звена. — 1 —
|