Джеймс Хиллман "Исцеляющий вымысел"
Вновь обращаясь к трудам великих основателей глубинной психологии, Хиллман исследует на этот раз значение таких базовых понятий, как «история болезни», «активное воображение», «чувство неполноценности». Почему в нашей культуре столь устойчиво сопротивление к воображению? Почему мы воспринимаем свою личную историю буквально, а не в качестве литературного повествования? Не рассматриваем ее с беллетристических позиций? Почему взгляд на сновидения как на события драматические заключает в себе большую ценность? Книга учит нас видеть разницу между историей болезни и историей души; мы постигаем отличие демонов от деймонов и узнаем, что целью психотерапии является не только освобождение от завораживающей фикции «Познай самого себя», но и смещение фокуса от личностной реализации в сторону общинного мироощущения.
Выделяя метафорическую, мифологическую основу творческой деятельности Фрейда, Юнга и Адлера, до известной степени осознававших «вымышленный» характер своих теоретических положений и практики, Хиллман отмечает, что только буквальное понимание делает вымысел ложью. Отсюда проясняется и двойной смысл в названии самой книги. Наши симптомы и фиксации («за-цикленность») представляют, по сути, символические конструкции, и, когда видения подобного рода «уплотняются» в догматическую «реальность», мы заболеваем.
Валерий Зеленский
Декабрь 1996
Оглавление
Глава 1. История болезни как беллетристика —
Встреча с Фрейдом ........................................................ 5
1. Фрейд — литератор .......................................................... 5
2. Теория и сюжет................................................................. 13
3. Эмпирический вымысел.................................................... 16
4. Рассказы в терапии ........................................................... 19
5. Жанр и архетип................................................................. 26
6. Взаимосвязь между историей души и историей болезни .. 32
7. Юнг: дитя Гермеса? .......................................................... 41
8. Сновидения, драма, Дионис.............................................. 46
9. Необходимость исторических представлений .................. 53
10. Дар истории болезни ........................................................ 60
Глава 2. Обиталище образов —
Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»........ 65
1. Юнговские деймоны ......................................................... 65
2. Интроспекция ................................................................... 69
3. Критические замечания Ясперса о демонологии .............. 77
4. Почитание икон и иконоборчество ................................... 86
5. Демоны и деймоны ........................................................... 93
6. Активное воображение: исцеляющее искусство .............. 97
7. Постскриптум ................................................................. 100
— 1 —