Леонардо да Винчи: воспоминание детства

Страница: 123456 ... 54

Зигмунд Фрейд.

Леонардо да Винчи: Воспоминание детства

Леонардо да Винчи. Воспоминание детства [1 - * Печатается по изданию: Фрейд 3.

Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. М.; Пг., б. г.]

1

Когда психиатрическое исследование, пользующееся обычно больным человеческим

материалом, приступает к одному из гигантов человеческого рода, оно

руководствуется при этом совсем не теми мотивами, которые ему так часто

приписывают профаны. Оно не стремится "очернить лучезарное и втоптать в грязь

возвышенное": ему не доставляет удовольствия умалить разницу между данным

совершенством и убожеством своих обычных объектов исследования. Оно только

находит ценным для науки все, что доступно пониманию в этих образцах, и думает,

что никто не настолько велик, чтобы для него было унизительно подлежать законам,

одинаково господствующим над нормальным и болезненным.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из величайших людей итальянского

Ренессанса. Он вызывал удивление уже у современников, однако представлялся и им,

как и нам, еще до сих пор, загадочным. Всесторонний гений, "которого очертания

можно только предчувствовать, но никогда не познать" [2 - По словам Якоба

Буркхардта, приведенным Александрой Константиновой в "Эволюции типа мадонны у

Леонардо да Винчи" (Страсбург, 1907).], он оказал неизмеримое влияние как

художник на свое время; но уже только нам выпало на долю постичь великого

натуралиста, который соединялся в нем с художником. Несмотря на то что он

оставил нам великие художественные произведения, тогда как его научные открытия

остались неопубликованными и неиспользованными, все же в его развитии

исследователь никогда не давал полной воли художнику, зачастую тяжело ему вредил

и под конец, может быть, совсем подавил его. Вазари вкладывает в его уста в

смертный час самообвинение, что он оскорбил Бога и людей, не выполнив своего

долга перед искусством [3 - Он поднялся и попытался сесть в постели, преодолевая

свое нездоровье. Но все же было видно, как ему скверно, ибо не сделал он в

искусстве все, что было ему предназначено (V a s a r i D. Vite... LXXXIII, 1550-

1584 - Вазари Дж. Жизнеописания...)]. И если даже этот рассказ Вазари не имеет ни

внешнего, ни тем более внутреннего правдоподобия, а относится только к легенде,

которая начала складываться о таинственном мастере уже при его жизни, все же он

бесспорно имеет ценность как показатель суждений тех людей и тех времен.

Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо? Конечно, не

— 1 —
Страница: 123456 ... 54