А.В. Зберовский Сократ и афинская демократия (социально-философское исследование) Красноярск 2007 ББК 87.3(0) з 34 Рецензенты: М.Б. Абсалямов, д-р культурологии, профессор, зав. каф. культурологии и философии науки КрасГАУ В.И. Кудашов, д-р филос. наук, профессор СибЮИ МВД России Зберовский, А.В. Сократ и афинская демократия (социально-философское исследование) / А.В. Зберовский. – Красноярск, 2007. – 428 с. ISBN 978-5-94617-096-3 Монография представляет собой социально-философское исследование причин конфликта афинского демократического общества V века до н.э. и знаменитого философа Сократа. В ней преодолевается однобокое восприятие Сократа как выдающегося философа-этика, рассматривается общественно-политическая составляющая деятельности и мировоззрения этого выдающегося афинского мыслителя. Прежде всего идеологическая направленность многих его идей и рассуждений, соотносимость или несоотносимоть их как с господствующей идеологией правящего в демократических Афинах демоса, так и с оппозиционной идеологией средних и зажиточных страт афинского общества. Книга будет интересна не только специалистам по социальной философии, истории философии и антиковедению, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся личностью выдающегося афинского философа Сократа. ББК 87.3(0) ISBN 978-5-94617-096-3 © Зберовский А.В., 2007 Введение Сократ – один из тех счастливых людей, кто, выполнив в своей жизни все, к чему стремился, умирал, не боясь смерти. И если кто-то удивится, что начало книги об этом удивительном афинском философе связано именно с его смертью, то это удивление – совершенно напрасно. Нам стоит честно признать: Сократ никогда бы не стал тем настоящим символом философии, каким его знают вот уже две с половиной тысячи лет, если бы он в далеком от нас 399 году до н.э., находясь в ветхой тюрьме на окраине Афин, не выпил бы свой легендарный бокал с ядом цикуты именно добровольно. Не стал бы, как не стали бы столь величественными Иисус Христос, Джордано Бруно, Ян Гус или Жанна д'Арк, если бы, будучи осужденными и приговоренными к казни, они молили бы о пощаде и пытались найти компромисс с теми, кто их осудил. — 1 —
|