Альбер Камю. Бунтующий человек. Введение I. Человек бунтующий II Метафизический бунт Сыны Каина Абсолютное отрицание Литератор Мятежные денди Отказ от спасения Абсолютное утверждение Единственный Ницше и нигелизм Бунтующая поэзия Лотреамон и заурядность Сюрреализм и революция Нигилизм и история III Исторический бунт Цареубийство Новое Евангелие Казнь короля Религия добродетели Террор Богоубийства Индивидуальный терроризм Отказ от добродетели Трое одержимых Разборчивые убийцы Шигалевщина Государственный терроризм и иррациональный террор Государственный терроризм и рациональный террор Буржуазные пророчества Революционные пророчества Крах пророчеств Последнее царство Тотальность и судилища Бунт и революция IV. Бунт и искусство Роман и бунт Бунт и стиль Творчество и революция V. Полуденная мысль Бунт и убийство - Нигилистическое убийство Историческое убийство Мера и безмерность Полуденная мысль По ту сторону нигелизма Коментарии и примечания редакции Альбер Камю "Бунтующий человек" / Пер. с фр.; Общ. ред., сост. предисл. и примеч. А. Руткевича - М. Терра - Книжный клуб; Республика, 1999 ISBN 5-300-02665-4 ISBN 5-250-02698-2 Сканивование, подготовка html - Андрей Раковский IЧЕЛОВЕК БУНТУЮЩИЙЧто же представляет собой человек бунтующий"? Это человек, говорящий "нет". Но, отрицая, он не отрекается: это человек, уже первым своим действием говорящий "да". Раб, всю жизнь исполнявший господские распоряжения, вдруг считает последнее из них неприемлемым. Каково же содержание его "нет'"? "Нет" может, например, означать: "слишком долго я терпел", "до сих пор - так уж и быть, но дальше - хватит", "вы заходите слишком далеко" и еще: "есть предел, переступить который я вам не позволю" Вообще говоря, это "нет" утверждает существование границы. Та же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой "слишком много на себя берет", простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству. Таким образом, порыв к бунту коренится одновременно и в решительном протесте против любого вмешательства, которое воспринимается как недопустимое, и в смутной убежденности бунтаря в своей правоте, а точнее, в его уверенности, что он "вправе делать то-то и то-то". Бунта не происходит, если нет такого чувства правоты. Вот почему взбунтовавшийся раб говорит разом и "да" и "нет". Вместе с упомянутой границей он утверждает все то, что неясно чувствует в себе самом и хочет сберечь. Он упрямо доказывает, что в нем есть нечто "стоящее" и оно нуждается в защите. Поработившему его порядку он противопоставляет своего рода право терпеть угнетение только до того предела, какой устанавливается им самим. — 1 —
|