Иммануил Кант
ПРОЛЕГОМЕНЫ
ко всякой будущей метафизике,
могущей появиться как наука
Перевод М.Иткина
В кн.: Кант И. Собр. соч., Т.4, ч. 1. М., 1965
Предисловие
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
ОБ ОСОБЕННОСТИ ВСЯКОГО МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Об источниках метафизики
О том виде познания, который один только может называться метафизическим
- О различии между синтетическими и аналитическими суждениями вообще
- Общий принцип всех аналитических суждений – закон противоречия
- Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закона противоречия
Примечание к общему делению суждений на аналитические и синтетические
ОБЩИЙ ВОПРОС ПРОЛЕГОМЕНОВ:
ВОЗМОЖНА ЛИ ВООБЩЕ МЕТАФИЗИКА?
ПРОЛЕГОМЕНЫ. ОБЩИЙ ВОПРОС:
КАК ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ ИЗ ЧИСТОГО РАЗУМА?
ГЛАВНОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ВОПРОСА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:
КАК ВОЗМОЖНА ЧИСТАЯ МАТЕМАТИКА?
Примечание I
Примечание II
Примечание III
ГЛАВНОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ВОПРОСА ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
КАК ВОЗМОЖНО ЧИСТОЕ ЕСТЕСТВОВЕДЕНИЕ?
Как возможна сама природа?
Приложение к чистому естествознанию. О системе категорий
ГЛАВНОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ВОПРОСА ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА ВООБЩЕ?
Предварительное замечание о диалектике чистого разума
- Психологические идеи
- Космологические идеи
- Теологическая идея
Общее примечание к трансцендентальным идеям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Об определении границ чистого разума
РАЗРЕШЕНИЕ ОБЩЕГО ВОПРОСА ПРОЛЕГОМЕНОВ:
КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА КАК НАУКА?
ПРИЛОЖЕНИЕ
О том, что может быть сделано, чтобы превратить в действительность метафизику как науку
Образчик суждения о критике, предшествующего исследованию
Предложение исследования критики, могущего предшествовать суждению
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эти пролегомены предназначены не для учеников, а для будущих учителей, да и последним они должны служить руководством не для преподавания уже существующей науки, а для создания самой этой науки.
Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся. В противном случае ничего нельзя сказать, чтобы, по их мнению, не было уже сказано, и это действительно могло бы считаться и безошибочным предсказанием для всего, что встретится в будущем; в самом деле, так как человеческий рассудок веками по-разному мечтал о бесчисленных предметах, то нет ничего легче, как ко всему новому подыскать нечто старое, несколько на него похожее.
— 1 —