Философия как строгая наука

Страница: 123456 ... 55

Э. Гуссерль

Философия как строгая наука

С самого момента своего возникновения философия выступила с

притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла

бы самым высоким теоретическим потребностям, и в этически-

религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую

чистыми нормами разума. Это притязание выступало то с большей, то с

меньшей энергией, но никогда не исчезало. Не исчезало даже и в такие

времена, когда интересы и способности к чистой теории грозили

исчезнуть, или когда религиозная сила стесняла свободу научного

исследования.

Притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в

одну эпоху своего развития. Так обстоит дело и с последней эпохой,

которая, сохраняя, при всем многообразии и противоположности

философских направлений, единый в существенных чертах ход развития,

продолжается от Возрождения до настоящего времени. Правда,

господствующей чертой новой философии является именно то, что она

вместо того, чтобы наивно предаться философскому влечению, стремится,

наоборот, конституироваться в строгую науку, пройдя сквозь горнило

критической рефлексии и углубляя все дальше и дальше исследования о

методе. Однако единственным зрелым плодом этих усилий оказалось

обоснование и утверждение своей самостоятельности строгими науками о

природе и духе, равно как и новыми чисто математическими

дисциплинами. Между тем философия даже в особом, только теперь

дифференцирующемся смысле, лишена, как и прежде, характера строгой

науки. Самый смысл этой дифференциации остался без научно-надежного

определения. Как относится философия к наукам о природе и духе,

требует ли специфически философский элемент в ее работе, относящейся

по существу все же к природе и духу, принципиально новых точек зрения,

на почве которых были бы даны принципиально своеобразные цели и

методы, приводит ли нас, таким образом, философский момент как бы к

некоторому новому измерению или остался в одной и той же плоскости с

эмпирическими науками о жизни природы и духа, - все это до сих пор

спорно. Это показывает, что даже самый смысл философской проблемы

еще не приобрел научной ясности. Итак, философия по своей

исторической задаче высшая и самая строгая из наук, - философия,

представительница исконного притязания человечества на чистое и

абсолютное познание (и, что стоит с этим в неразрывной связи, на чистую

и абсолютную оценку (Werten) и хотение), не может выработаться в

действительную науку. Признанная учительница вечного дела

человечности (Humanitat) оказывается вообще не в состоянии учить: учить

— 1 —
Страница: 123456 ... 55