И. С. НАРСКИЙ ФИЛОСОФИЯ ДАВИДА ЮМА ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1967 ОГЛАВЛЕНИЕ От автора............... 5 I. Жизнь Юма и его эпоха. Общественные взгляды ............. 8 1. Юность и зрелость философа. Юм — автор «Трактата о человеческой природе» и «Истории Великобритании» .............. 8 2. Юм и французские просветители. Последние годы жизни Юма........... 27 3. Политика. Происхождение общества и государственной власти. Юм — экономист....... 40 II. Описание явлений . ......... 64 1. Впечатления и идеи......... 64 2. Ассоциации и абстракции........ 90 3. Пространство и время........ 112 III. Проблема причинности.......... 124 IV. Подлинная структура причинности. Причинность и социальные явления........... 169 V. Растворение сущностей в явлениях...... 206 1. Сила и субстанция......... 206 2. Личность и «вера».......... 219 VI. Между религиозными догмами и безверием .... 235 VII. Учение об аффектах и морали........ 277 VIII. Эстетика Юма: красота, польза и удовольствие .............316 IX. Скептицизм и агностицизм Юма и позитивизм .... 330 ОТ АВТОРА Как и более ранние работы «Философия Джона Локка» (1960) и «Философия Бертрана Рассела» (1962), эта книга прежде всего имеет цель помочь студентам и аспирантам философских факультетов, изучающим историю зарубежной философии. В данной работе автор стремился всесторонне рассмотреть мировоззрение крупного британского скептика XVIII в., в творчестве которого лежат истоки позитивистского течения буржуазной мысли нового времени. Однако данная книга по объему значительно превосходит две названные работы, и это является следствием того, что в ней со многими подробностями анализируется учение Юма о причинности. Это учение — краеугольный камень не только философии Юма, но и всего новейшего агностицизма. Впрочем, автор надеется, что и в других разделах книги читатель найдет для себя много нового, поскольку в советской философской литературе специальных сочинений о Юме до сих пор не было [1]. Одну из своих задач автор видел, например, в том, чтобы уточнить отношение Юма к философии и этике французского Просвещения вообще и к просветительской критике религии и церкви в особенности, разобраться в методологических основах юмовского скепти- 1 Работа Ю. П. Михаленко «Философия Д. Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века» (1962) не преследовала цели всесторонне исследовать мировоззрение Юма, имея более узкую задачу. — 1 —
|