Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы WWW.I-U.RUЮ.М.БородайВоображение и теория познанияГлава 1. Постановка проблемы 1. Предыстория кантовской критики 3. Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол 4. Продуктивное воображение и интеллектуальная интуиция. Конечность человеческого знания 5. Предмет как представление и "первообраз" 7. Логическая необходимость и "вещь в себе". Миф Глава 2. Кант и немецкий идеализм. 1. Диалектика слова "есть". Кант и Гегель 2. Продуктивное воображение как деятельность опредмечивания. Время и самосознание 3. Способность суждения. Предметность как "мозаика" 4. Кантовская теория образования понятий а неокантианство. Переход к неоплатонизму 5. Кантовская теория образования понятий. Полемика с Фихте 6. "Схематизм" воображения и проблема целесообразной предметной деятельности (труда) 7. Рациональный смысл гегелевского ученая об опосредующей деятельности. Категория „хитрости" 8. Рационалист или иррационалист? 1. Предыстория кантовской критики Становление буржуазного общества осуществлялось под лозунгом: "все должно предстать перед судом разума". И неудивительно, что в эпоху Просвещения, явившуюся идеологической подготовкой буржуазной революции, вопрос о природе разума как высшей ценности и об его отношении к явно "неразумному" бытию оказался в центре внимания всех философских направлений. Неудивительно, ибо одно дело признать разум вообще в качестве высшей ценности (с этим были согласны все буржуазные идеологи - и рационалисты, и эмпирики, и материалисты, и идеалисты), но другое - определить, какие конкретные установления и действия "разумны", в чем критерий их истинности, что такое истина вообще и, в конце концов, что такое сам разум, каково его взаимоотношение с бытием. Таким образом, философия Просвещения оказывалась глубоко гносеологичной, в центр ее внимания так или иначе попадала (в отличие от античной космологически- "онтологической" натурфилософии или средневековой metafisica generalis) теория познания вообще и учение о методе науки в частности. Гносеологизм буржуазной философии вообще объясняется также и тем, что в эпоху окончательно расчленившегося атомизировавшегося целого, в эпоху, когда появился совершенно самостоятельный индивид, связанный с "гражданским обществом" лишь посредством своего "частного" интереса, ограниченного лишь формальными замками "права", мир (конечно, в сознании этого "частного" человека) окончательно раскалывается на "субъект" и "объект"; непреодолимый дуализм идеального и реального, мышления и бытия является исходным принципом буржуазной идеологии. — 1 —
|