Елена Николаевна КнязеваЭнактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологииHumanitas –Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=12139174 «Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии»: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга; Москва, Санкт-Петербург; 2014 ISBN 978-5-98712-192-4 АннотацияВ монографии рассматривается энактивизм как радикальный концептуальный поворот в неклассической эпистемологии и когнитивной науке. Сознание представляется как активное и интерактивное, отелесненное и ситуационное, его когнитивная активность совершается посредством вдействования в окружающую и познаваемую среду, т. е. энактивирования среды. Прослеживаются историко-философские предпосылки возникновения этих представлений в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, А. Бергсона, а также современный вклад в развитие энактивизма Франсиско Варелы, Эвана Томпсона, Алва Ноэ и др. Энактивизм рассматривается как новая форма конструктивизма в эпистемологии, в концептуальных рамках которого получают нетрадиционные решения проблемы сознания и тела, субъекта и объекта познания, связи познания с действием. Книга адресована специалистам по эпистемологии и философии науки, а также всем интересующимся современными трендами развития философии. Елена КнязеваЭнактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологииСерия основана в 1999 г. В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института философии Российской академии наук © Левит С. Я., Осиновская И. А., составление серии, 2014 © Князева Е. Н., 2014 © Центр гуманитарных инициатив, 2014 © Университетская книга, 2014 Введение. Энактивизм: новый концептуальный поворот или возвращение к истокам?Энактивизм – это недавнее концептуальное порождение современной когнитивной науки и эпистемологии. С одной стороны, это странный неологизм, а значит, и некоторое новшество, в котором сплетено множество различных пересекающихся смыслов, касающихся природы активного познающего существа. В этой книге я пытаюсь раскрыть основные из этих смыслов. А с другой стороны, энактивизм строит философию за пределами привычных для классического понимания, да и современного взгляда аналитической философии, дихотомий, различений и разграничений. Энактивизм основывается на холистическом, целостном, интегральном взгляде на познание, на активность познающего субъекта или, вынося рассмотрение в более широкую перспективу, на когнитивного агента, каковым является всякое живое существо. Холизм же, в свою очередь, претендует на то, чтобы стать доминирующей парадигмой в философии и науке. Прошло время разделения и дифференциации, настало время соединения и интеграции. — 1 —
|