Министерство образования Российской ФедерацииПермский государственный технический университет Березниковский филиал АНТИПРИГОЖИНУПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС РОССИЯ Березники – 2011 АВТОР: И. А. ВерещагинББК 15.1; 20я7; 22.3; 60.5; 67; 87.3 УДК 5(075.8); 14; 16; 17 АНТИПРИГОЖИН. Управляемый хаос/ Верещагин И.А. / Оригинал-макет подготовлен в БФ ПГТУ, г. Березники, 2004. _40_ c.Рассмотрено синергетическое направление в философии сциентизма. На многочисленных примерах показана субъективистская сущность синергетики в трактовке И.Пригожина. Постмодерная синергетическая парадигма отражает общественно-политическое, историческое и материально-экономическое состояние общества.Для интересующихся философией науки и развитием естествознания. Рецензенты: Профессор, д. т. н., академик Ю.П.Кудрявский (г. Березники, БФ – Пермский государственный технический университет);Профессор, д. ф.–м. н., С.С. Санников-Проскуряков (г. Харьков, ННЦ – Харьковский физико-технический институт),Профессор, доктор филос. наук В.Н.Соболев (г. Пермь, ПГТУ, каф. философии)© Верещагин И.А. В --------------- Без объявления ISBN – 5 – 89009 – 007 – 4 АНТИПРИГОЖИН Управляемый хаос 1. – В РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ В статье «Философия нестабильности» [1] И.Пригожин останавливает внимание на психологическом эффекте, демонстрируемом homo: нестабильность, как явление, изучать фактически запрещалось. Естественно, однако, предположить, что «точки» нестабильного и устойчивого равновесия релятивно определяются по отношению к некоторому внешнему воздействию, в том числе динамическому. В состоянии нестабильности и хаоса [2] возникает проблема предсказания, и она перекладывается на изучение флуктуаций, то есть на новый, более тонкий уровень бытия. Время как сущностная переменная является средством выражения, формулировки предсказаний, прогнозов. Но время из западной науки, начиная с XVII в., исключено [3]. Вместо физического времени в ней использовался обратимый эрзац. У Лейбница бог все предвидит, и поэтому в мире нет нестабильности и нужды в прогнозах. Человек, будучи вне времени, становится «богоподобным», или намного ближе к квазибожественному состоянию. И.Ньютон же считал, что вмешательство бога требуется в каждый момент времени (отсюда эпигенез и гениальное предвидение И.Ньютоном постоянного творения «данной в ощущениях» материи). — 1 —
|