Русский космизм Антология философской мысли М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 368с.: ил. Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие? Этот вековечный вопрос-мечта землян – в центре внимания представителей уникального космического направления философской мысли России. Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступительная статья С.Г. Семеновой; Предисловие к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Примечания А.Г. Гачевой Художник С.А. Кравченко. Тираж 50 000 экз. С. Г. Семенова. Русский космизм [вступительная статья] В. Ф. Одоевский 4338 год [отрывки] А. В. Сухово-Кобылин Философия духа или социология (учение Всемира) [отрывки] Н. Ф. Федоров Философия общего дела [отрывки] Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством? В. С. Соловьев Красота в природе [отрывки] Смысл любви. Статья пятая [отрывки] Христос воскрес! Н. А. Умов Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина [сокращенное изложение] Роль человека в познаваемом им мире С. Н. Булгаков Софийность хозяйства Душа социализма П. А. Флоренский Органопроекция П. А. Флоренский – В.И. Вернадскому Н. А. Бердяев Человек. Микрокосм и макрокосм [отрывки] Творчество и бытие [отрывки] Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы В. Н. Муравьев Всеобщая производительная математика А. К. Горский Организация мировоздействия Н. А. Сетницкий Об идеале К. Э. Циолковский Монизм Вселенной Космическая философия В. И. Вернадский Автотрофность человечества Несколько слов о ноосфере А. Л. Чижевский Колыбель жизни и пульсы Вселенной Н. Г. Холодный Мысли натуралиста о природе и человеке В. Ф. Купревич Долголетие: реальность мечты А. Н. Манеев Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека Примечания С. Г. Семёнова Русский космизм: вступительная статья Еще несколько лет назад понятие русского космизма, как и почти ему синонимичное – космической философии, брали неизменно в кавычки как приблизительное, чуть не метафорическое образование. Сейчас русский космизм уже основательно окреп в своих правах, обрел законное гражданство в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения мысли остаются весьма расплывчатыми, то существенно разбухая, то, напротив, сужаясь до трех-четырех имен. Под космизмом часто понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих, и Чюрлёнис... Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца – и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать с доброй половиной культурных деятелей не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, в стяженном виде вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро– и макрокосмические соответствия (вспомним, что и мир мог представляться в виде Огромного Человека, Брамы у индусов и т. д.) выражали эту, условно говоря, объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Многообразные магические ритуалы, которыми была заполнена жизнь древнего человечества, подтверждают это пусть наивно, но впечатляюще: человек вставал против Вселенной как власть имеющий, заклинатель и повелитель материи, ее сил и «духов». Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями – воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду... По существу, с древности до конца XIX в. эта космическая – в широком смысле – тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях (к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна). — 1 —
|