Афины и Иерусалим

Страница: 123456 ... 149

Л. Шестов

АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ

Предисловие

Об источниках метафизических истин

(Скованный Парменид)

В фаларийском быке

(Знание и свобода воли)

О средневековой философии

(Concupiscemia irresistibilis)

О втором измерении мышления

(Борьба и умозрение)

Первое издание - "Ath?nes et J?rusalem (Essai de philosophie religieuse)", Париж, 1938 (по-французски). Издание на русском языке - YMCA-PRESS, Париж, 1951 .

"Скованный Парменид" издавался отдельной книгой: YMCA-PRESS, Париж, 1932. "О втором измерении мышления" было опубликовано в журнале "Современные записки" (№ 43, 1930 г.).

Quid ergo Athenis et Hierosolimis?<<*1>>

Тертуллиан

ПРЕДИСЛОВИЕ

???????? ?????? ?? ??????? ?????, ??????? ?????? ???? ?????? ???? ?????? ?????????.

Высшее благо человека целыми днями беседовать о добродетели.

Платон. Апология Сократа, 38a

Все, что не от веры, есть грех.

An. Павел. Римл. XIV, 23

I

Предисловие всегда, по существу, есть послесловие. Книга долго писалась, совсем закончена - предисловие пытается в сравнительно немногих словах выразить то, что направляло помыслы автора в течение ряда лет.

"Афины и Иерусалим", "религиозная философия" - выражения, почти равнозначащие и покрывающие друг друга и, вместе с тем, равно загадочные и раздражающие своей внутренней противоречивостью современную мысль. Не правильнее ли поставить дилемму: Афины либо Иерусалим, религия либо философия? Если мы захотим обратиться к суду истории, ответ будет определенный: история скажет нам, что в течение многих веков лучшие представители человеческого духа гнали от себя все попытки противупоставления Афин Иерусалиму, всегда страстно поддерживали "и" и упорно погашали "или". Иерусалим с Афинами, религия с разумной философией мирно сосуществовали, и в этом мире люди видели залог своих заветных, осуществленных и неосуществленных мечтаний.

Но можно ли положиться на суд истории? Не есть ли история тот судья неправедный, к которому, по преданию русских странников, в языческих землях принуждены обращаться спорящие стороны? Чем руководствуется история в своих приговорах? Историки хотят думать, что они вовсе и не "судят", что они только рассказывают "то, что было", извлекают из прошлого и ставят пред нами забытые или затерявшиеся во времени "факты", суд же приходит не от них, а сам собою, или даже что сами факты несут с собою уже суд. Тут историки не отличаются и не хотят отличаться от представителей других положительных наук: факт для них есть последняя, решающая, окончательная инстанция, после которой уже некуда апеллировать. Многие 1000 из философов, особенно новейших, не меньше загипнотизированы фактом, чем положительные ученые. Послушать их - факт есть уже сама истина. Но что такое факт? Как отличить факт от вымысла или воображения? Философы, правда, считаются с возможностью галлюцинации, миража, фантастики сновидений и т. д. И все же мало кто дает себе отчет в том, что, раз приходится отбирать факты из массы непосредственных или посредственных данных сознания, это значит, что факт сам по себе не есть решающая инстанция, что в нашем распоряжении еще до всяких фактов есть некие готовые нормы, некая "теория", которая является условием возможности искания и нахождения истины. Но что это за нормы, что это за теории, откуда пришли они и почему мы им так беспечно вверяемся? Или, может быть, нужно иначе спросить: да точно ли мы ищем фактов, точно ли факты нам нужны? Не являются ли факты только предлогом или даже ширмой, заслоняющей собой совсем иные домогательства духа?

— 1 —
Страница: 123456 ... 149