Лар Леонид Алексеевич
[shaman’s world]
- Шаманы и Боги -
Родился в 1955 году в пос. Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, Россия. Окончил в 1974 г. Московскую среднюю художественную школу (педагог Н.П. Андрияко) и в 1980 г. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.М. Курилко-Рюмина). Живописец, график.
Автор тематических композиций, пейзажей, портретов, участник областных, зональных, всероссийских и международных выставок. Собирает этнографический материал для картин и научных разработок. Член Союза художников России. Декан художественно-графического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.
Кандидат исторический наук. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ч.М. Таксами. Докторант Уральского государственного университета им. М.А. Горького. Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Н.А. Миненко.
Автор трех монографий: Шаманы и Боги. Тюмень. ИПОС СО РАН, 1998; Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2001; Культовые памятники Ямала. Хэбидя’Я. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2003
Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара
Мифы и легенды ненецкого шаманства, живущие в памяти народа, не дают исчезнуть древнейшим представлениям о человеческом роде, уходящим корнями в мировоззрение первобытных охотников и оленеводов. В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана - хранителя духовной культуры ненцев.
На полотнах Леонида Лара, объединенных темой, давшей название этой книге, минувшее связано с настоящим, фантастическое с реальным. На них, как и в традиционном ненецком фольклоре, не только земля, но и весь космос обитаем и одухотворен. Вымышленный мир предстает на холстах художника в достоверных формах, персонажи выглядят так, как будто они действительно существуют. Многие картины написаны как бы на одном дыхании - но сколько времени вынашивает он каждый замысел! Работы эти, когда завершены, обычно шире самого фольклорного сюжета и глубже первоначального замысла.
Картина "Посвящение " написана на основе собранных художником полевых материалов. В периоды летних экспедиций в стойбищах оленеводов Леонид Лар встречался с людьми, знающими фольклор, со старыми сказителями, сохранившими легенды и мифы о шаманах, с самими шаманами, которые посвящали его в тайны своей удивительной профессии. На картине мы видим посвящение шамана в одну из главных категорий. В ненецкой религии таких категорий три, по числу сфер Вселенной, с которыми связана деятельность служителей культа: шаман Верхнего мира (выду'тана), шаман Среднего мира (я'нянгы тадебя) и шаман Нижнего мира (самбдорта). Чтобы стать шаманом высшего ранга, посвящаемый должен пройти все три мира, сохранив свою жизнь и победив в борьбе со злыми духами. Затем он должен найти свое место и получить духов-помощников и духов-покровителей. Только тогда шаман приобретет способность общаться с могущественными божествами.
В работе "Рождение " передан образ богини Я'Миня, которая покровительствует рождению человека и охраняет землю, следит за судьбой человечества и вершит суд, так как в ее руках находится Книга Судеб, где она записывает этапы жизни человека и срок его смерти. В этом образе слились в одно целое Природа и Человек, Женщина и Земля, Рождение и Смерть, Радость и Боль. Это нельзя разорвать, разъединить. Уничтожая природу, человек губит прежде всего самого себя, без рождения нет смерти, без страданий - радости. Земля тождественна Женщине: глядя на Женщину, мы видим Землю, дающую нам жизнь, а глядя на Землю, видим Женщину, которая дарит миру нового человека. Богине Я'Миня помогает Мяд'пухуча - Хозяйка чума. Между ними прочная связь. Через Мяд'пухуча богиня Я'Миня следит за судьбой человека.
Полотно "Сотворение " написано по мотивам легенды о сотворении земли богом Нумом. Создателю Вселенной помогала священная птица гагара, которая спустилась на дно моря и в клюве принесла землю и ил. Земной шар показан художником в виде шаманского бубна, поделенного на две половины,- он плывет в бескрайнем пространстве Вселенной. На картине изображены первые люди - сихиртя. В легендах говорится, что когда-то они жили на этой земле, но, не выдержав натиска воинственных ненцев, ушли под землю, оставив пришельцам северные просторы. Сихиртя были мирным народом и не любили войны, поэтому они решили оставить Средний мир и уйти в подземный.
На картине "Восхождение " душа шамана поднимается к богу Нуму, чтобы попросить о помощи в трудный для людей период жизни (стихийное бедствие, падеж оленей, эпидемии). Это шаман Верхнего мира - выду'тана. Только он может подняться на семирогом олене к богу Нуму, только он имеет возможность общаться с Великим духом. Шаману выду'тана даны Нумом большие права и привилегии, но на определенных условиях. Если эти условия будут нарушены, Нум жестоко накажет шамана: он отправит его в Нижний мир служить Ига или душа шамана будет вечно мучиться без пристанища.
В "Нашествии " все пронизано ощущением беды: на землю обрушились злые духи, которые хотят уничтожить все живое. Шаман Верхнего мира - выду'тана стремительно поднимается в небо, .чтобы успеть сообщить о беде Великому Нуму и попросить помощи. Но шаман обессилел в борьбе со злым духами, так и не закончив восхождение. В ясную лунную ночь виден силуэт шамана, навечно оставшегося вдали от своего народа.
На картине "Полет " шаман движется параллельно поверхности земли. Каждый шаман имеет свою небесную дорогу, по которой он идет, плывет, едет. Эти пути ему подсказывают духи-покровители и духи-помощники, которые в путешествии всегда рядом с ним. Дорога шамана трудна и опасна. Сначала ему предстоит подняться над землей Среднего мира, и только после этого он начинает искать нужный путь в Верхний мир или подземное царство. Об этих небесных дорогах автору рассказывали сами шаманы, которые совершали свои путешествия в миры духов.
Работа "ГлазаНума" написана после длительной экспедиции по Ямалу. В этой картине передана вера людей в Высшую силу - в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Обычные люди не тревожат его своими просьбами. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Через шамана люди передают богу свои просьбы и пожелания. Ненцы считают, что Нум всевидящий и вездесущий. Рядом с Глазами Великого духа мы видим его помощников - Миколу Мутратна, Яв'мал Вэсоко и других небесных духов. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей и предотвратить беды, посылаемые злыми духами. Но главной фигурой этой картины является шаман Верхнего мира - выду'тана.
Картина "Духиболезней" отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа болезней -Хабця'Минрена или его посланников. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела. Поскольку Хабця'Минрена и его посланники могут питаться не только человеческими душами и телами, но также и животными, то самым надежным способом предупреждения болезни является своевременное принесение духу жертвенного животного. Его вид определял шаман Среднего мира - я'нянгы тадебя.
Полотно "Возрождение ". По поверьям ненцев, душа покидает человека в трех случаях: во время болезни, во сне, при смерти. В первых двух случаях душа возвращается, в последнем - уходит в царство теней. По истечении срока проживания в мире духов душа может вновь возродиться, но в новом качестве. Души некоторых людей, совершавших заслуживающие наказания проступки по отношению к природе, животному миру, вселяются в тела животных. Ненцы очень бережно относятся к природе, говоря, что природа - это душа. Душа шамана продолжает жить среди небесных духов. В некоторых случаях она превращается в животное или любой предмет, чтобы предупредить людей о надвигающемся бедствии.
На картине "ТайныНга" изображен подземный мир, где властвует брат Нума, бог Нга. Это сила зла, противоборствующая светлому и доброму началу бога Нума. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в темное, ледяное царство Нга. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Нет никому возврата из этого холодного мира теней. На семи ярусах Нижнего мира проживают семь сыновей Нга. У каждого сына свои духи, которые выполняют возложенные на них обязанности. На последнем ярусе восседает сам бог Нга. Его мир попон мрака и ужасов. Там бродит злой дух Хабця'Минрена, который пожирает трепещущую душу человека. Там обитает чудовищная старуха смерти и болезни. Появившись на земле, она пробирается в чумы и крадет детей, чтобы напиться их крови. Безлунной ночью блуждают злые духи в глубокой тьме по дорогам и у могил. Они посылают ужасы и тяжкие сны на землю и губят людей. Только шаман Нижнего мира - самбдорта способен предотвратить беды и зло. Он единственный, кто своим колдовством может остановить злых духов.
"ПтицаМинлей". По поверьям ненцев, эта большая сказочная птица с крепкими железными крыльями жила когда-то в подземном мире, куда ее спрятал бог Ига. Но в период открытия нефтяных месторождений птица Минлей была выпущена из темницы. По некоторым источникам, Мин-лей дарует людям счастье, если у нее хорошее настроение, но может принести и беду, если не в духе. Ненцы считают, что лучше всего не встречать на своем пути эту птицу: кто знает, какое у нее настроение. По легендам, Минлей насылает метели, проливные дожди, снежные бураны, ураганы и т. п.
"Войнабогов". Эта картина вдохновлена легендами, услышанными от сказителей. Бог Нум никогда не воюет со своим братом Ига. Ненцы считают, что если эти два бога, равные по силе, выйдут на борьбу, то земля, которую они создали, исчезнет в пучине вод, а мир превратится в хаос. Поэтому для усмирения брата бог Нум посылает свою жену, Я'Миня, управляющую белыми огненными оленями.
Полотно "ИдЕрв" удачно передает атмосферу жертвоприношения духу-хозяину воды, покровителю рыбаков. От него зависит удача в рыбном промысле. Каждую весну перед рыбным промыслом ненцы приносят ему жертву, чтобы улов был богатым. С детских лет ненца приу 1ают бережно относиться к воде, так как от нее зависит жизнь людей в тундре. Детям рассказывают о хозяине воды как о божестве, которому подчиняются все речки и озера. Если обидеть хозяина воды Ид'Ерв, то он превратит питьевую воду в болото. Нельзя кидать мусор, плевать в воду, мутить ее без надобности, играть водой и т. д.
Картина "Инквизиция " напоминает о действительных исторических событиях. История христианизации отсчитывается с известного миссионерского похода Филофея Лещинского. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться древним божкам, совершать жертвоприношения и языческие ритуалы. Гнев деятелей церкви испытали главным образом южные ханты, манси и архангельские ненцы. Было уничтожено священное место на острове Вайгач, где находились идолы главных ненецких божеств. Ненцев Ямала достиг лишь слабый отголосок этого сокрушительного удара, их религия оказалась более устойчивой.
Картина "Мираж " предупреждает о том, что человека, который, нарушая запреты, наносит вред природе, оскверняет священные места, ждет наказание. На пути у него будут возникать миражи в виде идолов, они заведут человека в труднодоступные места, где он и погибнет. Миражи могут представать также в виде животных, стойбищ и др.
"Деревосмерти" написано как иллюстрация к легенде. Когда-то ненцы были самым воинственным народом. Они всегда побеждали своих противников и в жертву богам на священном месте вешали голову убитого врага. Сейчас ненцы говорят, что они стали как сихиртя - миролюбивыми.
Триптих "Духи шамана Мандакова" создан после поездки к шаману Г. Е. Мандакову. На основе его рассказов и пояснений к культовым предметам родились сюжеты этих картин. Священныестрелы с одноименной картины триптиха - это боевое оружие шамана против злых духов, а также средство передачи известий духам-помощникам. Стрелы могли служить и средством передвижения в мире духов. "СемьсыновейНума " - это духи-покровители шамана Мандакова. Через них он обращается к небесным духам Миколе Мутратна, Яв'мал Вэсоко, Илебям'бэртя. Семь сыновей Нума помогают шаману в борьбе со злыми духами. Мандаков поклоняется этим божествам и считает, что Нум очень занят, нельзя тревожить его своими просьбами понапрасну. Центральная картина - "ШаманМандаков" - изображает шамана во время совершения обряда. Ряде,л с ним ду-хи-покровители, духи-помощники. В них его сила. Главным ритуальным предметом, связывающим мир духов и мир людей, является бубен - пензер. Шаман готов сразиться со злыми духами, так как наделен способностью вселять в себя духов-предков.
В работе "ШаманиздревнегородаОкотэтто " представлен собирательный образ служителя культа. Шаман - значительная фигура в ненецком обществе, он выступает перед могучими богами как заступник за свой народ. По народным представлениям, шаманы спасают людей, изгоняя злых духов, предупреждая о грядущих бедствиях. Иногда им удается даже воскрешать мертвых. Мы видим шамана в момент общения с духами, в позе, говорящей о его полной внутренней сосредоточенности. Кажется, что он не только сам преображен благодаря поддержке духов-помощников, дающих ему силу, но и доставляет эту энергию в наш современный мир. Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников. Принадлежности шаманского ритуала имеют сверхъестественную силу, многие детали костюма, подвески, нашивки означают духов-помощников. Пензер символизирует достоинство и силу шамана, он служит для полетов по мирам Вселенной.
Работа "Мядпухуча" посвящена Хозяйке чума, покровительнице семейного очага, благополучия, деторождения. Мяд'пухуча - это образ прародительницы рода. Древние легенды рисуют ее земной богиней. Священное изображение Мяд'пухуча передают из поколения в поколение как домашнюю святыню, как талисман благополучия. По количеству одежд на ней можно определить ее возраст и число родившихся в этой семье детей. Идол Мяд'пухуча достигает иногда размеров человека среднего роста.
На картине "ЯМалне' " перед нами богиня Среднего мира, покровительница земли Ямал, очень почитаемая на Ямале. В основном ей поклоняются женщины. Во время жертвоприношений к Я'Мал не обращаются с просьбами о покровительстве, здоровье и т. д. Святилище Я'Мал не находится напротив острова Белый, в конце территории Хэхэ'Сале. Легенды рассказывают, что бог Сэр Ири был когда-то человеком. Поднявшись к богу Нуму, он посватался к его дочери и получил согласие. Они поженились. Вернувшись на землю, Сэр Ири взял себе Белый остров, а жене отдал Ямал. Он попросил ее, чтобы она находилась рядом и пребывала постоянно напротив Белого острова, в конце святого места Хэхэ'Сале. С тех пор они и сидят друг против друга.
В работах Леонида Лара отражена древняя вера людей в могущество богов и тех, кому дана способность общаться с ними. Его картины наполнены глубоким смыслом, философскими раздумьями о взаимосвязи Человека и Природы и в то же время искренни и чисты, согреты теплым чувством к ненецкому народу. Счастлив художник, если его талант и мастерство черпают силу не только в работе ума, но и в крепнущей с годами любви и уважении к тому, что стало основной темой его творчества.
— 1 —