Шаманизм: архаические техники экстаза

Страница: 123456 ... 350

Шаманизм: Архаические техники экстаза

Мирча Элиаде


Париж — 1964


Перевод: К. Богуцкий, В. Трилис.
источник материала - http://ln.com.ua/~sophya/webpublish.html.ru

Предисловие.

Глава первая.

Общие замечания. Методы отбора. Шаманизм и мистическое призвание.

Глава вторая.

Инициационные болезни и сны.

Глава третья.

Обретение шаманского могущества.

Глава четвертая.

Шаманское посвящение.

Глава пятая.

Символика шаманского наряда и бубна

Глава шестая.

Шаманизм в средней и северной Азии: I. Восхождение на небо, спуск в преисподнюю.

Глава седьмая.

Шаманизм в средней и северной Азии: II. Магическое исцеление. Шаман - проводник душ.

Глава восьмая.

Шаманизм и космология.

Глава девятая.

Северо- и южноамериканский шаманизм.

Глава десятая.

Шаманизм в юго-восточной Азии и океании.

Глава одиннадцатая.

Шаманские идеологии и техники у индоевропейцев.

Глава двенадцатая.

Шаманские символики и техники в Тибете, Китае и на Дальнем Востоке.

Глава тринадцатая.

Параллельные мифы, символы и ритуалы.

Выводы.


Предисловие

Насколько нам известно, предлагаемое вниманию читателя исследование является, вероятно, первой попыткой охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории религий, - это уже само по себе говорит о неизбежном несовершенстве, неточности и риске предпринятой нами работы. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типов шаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народов Океании и т. д. С другой стороны, ряд во многих отношениях превосходных работ положил начало этнологическому, социологическому и психологическому исследованию шаманизма (или, точнее, его отдельных типов). Однако кроме нескольких достойных внимания исключений - мы имеем в виду прежде всего труды Харвы (Хольмберга) об алтайском шаманизме, - многие авторы обширной литературы по шаманизму пренебрегли интерпретацией этого чрезвычайно сложного явления в рамках общей истории религий. Поэтому мы попытались осмыслить и представить шаманизм именно с точки зрения историка религий. Нам чуждо намерение преуменьшить значение серьезных исследований, проводимых с точки зрения психологии, социологии или этнологии: по нашему мнению, без них немыслимо понимание многообразных аспектов шаманизма. Однако мы считаем, что остается место и для другого подхода, который предлагается читателю на следующих страницах.

Автор, изучающий шаманизм как психолог, будет склонен считать его прежде всего проявлением психики в состоянии кризиса или даже регресса; он не преминет сопоставить его с некоторыми ненормальными психическими состояниями или причислит к психическим болезням истероидной или эпилептоидной структуры.

— 1 —
Страница: 123456 ... 350