Н.Д. ГурьевСтрасти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезняхСодержание Предисловие О путях возникновения, формирования и роста болезней О грехе О добродетели Перечень некоторых болезней с указанием их предположительных причин, которые, при всем разнообразии характеров, наблюдаются всегда Краткое изложение сложившейся методики бесед с больными (нуждающимися) Перечень и определения отрицательных качеств (грехов) с описанием некоторых из них Перечень и определения положительных душевных качеств (добродетелей) Дерево греха Если иные бывают в расслаблении, имеют поврежденные члены, страждут огневицею и недомогают; то сие произошло от греха, потому что он есть корень всех зол; от него же бывают душевные пожелания и худые помышления. Св. Макарий Великий ПРЕДИСЛОВИЕ Сразу же хочется предупредить читателя, что он не столкнется в этой работе с описанием "благородных" страстей или "жутких" поступков, совершенных под влиянием той или иной страсти. Речь пойдет о том, что незаметно наполняет нашу жизнь и определят ее течение: о грехах и добродетелях, об их влиянии на жизнь и здоровье человека. На первый взгляд может показаться странным во время всеобщих бедствий, когда жить трудно, а для некоторых и непосильно, когда не хватает ни времени, ни сил на обеспечение житейских потребностей, разбираться в том, какие бывают грехи и к чему они ведут. Что от этого может измениться или улучшиться? На первый взгляд, только сам человек. Но Бог непостижимым образом устраивает внешнюю жизнь человека в полном соответствии с его внутренним устройством. Узнав о грехе, человек может рассудить: что делает его жизнь хуже, а что содействует ее улучшению; в чем причина бед и скорбей личных, семейных, общественных. Человек сможет целеустремленно, последовательно, с терпением (не путать с терпимостью!) противостоять злу. А всякий, отстаивающий правду, имеет своим помощником Бога, и "если Бог за нас - кто против нас?" Но, если бы изменились люди - изменились бы и внешние условия их жизни. Если бы... Всякое зло измеряется не само по себе, а величиной добра, которое злом отвергается. Отпадение России от организующего личную и общественную жизнь Православия можно определить не иначе, как "беспределом". Беспредельно далеко не исчерпавшее все свои возможности и продолжающее нарастать зло, проявления которого каждый может видеть вокруг себя и, видя, убедиться в деструктивном воздействии греха не только на отдельного человека, но и на все общество в целом. Улучшений ждать, к сожалению, не приходится, потому что правят нашей страной или еще только рвутся к власти люди, не приемлющие Православия. А Православие и Россия связаны настолько неразрывно, что враждебно относящийся к Православию не может не относиться враждебно и к России, и к русским, со всеми вытекающими из этого последствиями. — 1 —
|