КРИСТОФЕР ИШЕРВУД. РАМАКРИШНА И ЕГО УЧЕНИКИ ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО М.Л.САЛГАНИК СОДЕРЖАНИЕ 1. Рассказ о начале 2. Рождение Рамакришны 3. Детство Рамакришны 4. Как Рамакришна прибыл в Дакшинешвар 5. Первые годы в Дакшинешваре 6. Явление Кали 7. Женитьба Рамакришны 8. Появление Бхайрави 9. Среди гостей Дакшинешвара 10. Тота Пури 11. Матхур 12. Сарада и Чандра 13. Кешаб Сен 14. Приход учеников 15. Нарен 16. Обучение Нарена 17. Молодые монахи 18. Великие последователи 19. Евангелие от Рамакришны 20. Последний год 21. Все продолжается М. Салганик. Кристофер Ишервуд: путь к истине 1. РАССКАЗ О НАЧАЛЕ Это рассказ о феномене. В начале я буду называть его так, не «божьим человеком», не «мистиком», «святым» или «аватарой» — это все слова с эмоциональной окраской, способные одних читателей привлечь, а других отвратить. Феномен чаще всего есть нечто экстраординарное и таинственное. Рамакришна был экстраординарен и таинственен, прежде всего для тех, кто наилучшим образом был подготовлен к его пониманию. Феномен всегда — объект опыта. Я и постараюсь посмотреть на Рамакришну с этой точки зрения. Современная реклама извратила наши представления о ценностях. Рекламируемый товар или личность подаются в качестве наилучшего в своем роде. Я хочу избежать конкурентной тональности, поэтому скажу только вот что: жизнь Рамакришны относится к истории совсем недавней, поэтому она прекрасно документирована. В этом преимущество Рамакришны перед феноменами, его предшественниками. И, значит, нам нет нужды полагаться на обрывочные рукописи, на сомнительные свидетельства, на елейно-благочестивые легенды. Чем был Рамакришна, а чем не был, читателю придется самостоятельно решать, но, по крайней мере, решение можно обосновать суждениями, которые Рамакришна несомненно высказывал, и поступками, которые он несомненно совершал. Полную библиографию вы найдете в конце книги, но здесь я просто обязан назвать две великие книги, которые послужили для меня основными источниками сведений о Рамакришне. По сути, моя книга — не более чем введение к тем, и я буду на всем ее протяжении цитировать или перефразировать предшествующих авторов. Я имею в виду «Евангелие от Рамакришны», написанное М., и «Великий учитель Шри Рамакришна» Свами Сарадананды. Буквой «М» обозначил свое авторство Махендра Натх Гупта, директор средней школы в Калькутте, который познакомился с Рамакришной в 1882 году, а в последние четыре года его жизни постоянно с ним общался. Каждый раз, возвращаясь от Учителя, М. записывал, что говорилось и делалось при нем Рамакришной и его посетителями. Результатом стала весьма объемистая книга, которую, вероятно, можно назвать подробным и точным репортажем. Сарадананда еще подростком встретился с Рамакришной и стал его учеником. Однако лишь много лет спустя он начал писать свои статьи, которые, собранные воедино, и составили биографию под названием «Великий учитель Шри Рамакришна» — описание всей жизни Учителя, за исключением последних месяцев. Хотя Сарадананда взялся за работу лет через двадцать после кончины Рамакришны, в ее достоверности нет никаких сомнений. Еще были живы многие из тех, кто хорошо знал Рамакришну, и Сарадананда тщательно сличал их воспоминания со своими. Ценность «Великого учителя...» еще и в том, что книгу написал монах, сам в известной степени переживший тот поразительный опыт, о котором рассказывает. «В книге нет ничего за пределами моего собственного духовного опыта», — сказал Сарадананда, отвечая на вопрос. Ответ, кажущийся простой осторожностью, исключает, по сути, всякое подозрение в хвастовстве. — 1 —
|