Эстетика Возрождения

Страница: 123456 ... 698

Лосев А.Ф.

ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Главы первая. ВОСТОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Школьная, да и университетская практика старого времени исходила из

резкого противоположения средних веков и Ренессанса. Средние века - это

господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства,

мистика и мракобесие. Ренессанс, наоборо т, отбрасывает всю эту "ночь"

средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии,

свободной от всяких казенных приказов, к скульптуре обнаженного

человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе

индивидуального и общественного развития. Так говорилось в старину. И сейчас еще живы

почтенных лет люди, которые были когда-то воспитаны на этой

абстрактно-метафизической концепции двух культур, из которых одна-де резко

сменила другую и вернулась к свободе античного ми ра. Концепция эта, может

быть и верная в некоторых своих абстрактных категориях, трактуется, однако,

в настоящее время намного сложнее и к тому же учитывает связь европейского

Ренессанса с Ренессансом других, неевропейских, культур, поэтому повторять

эту абстрактную схему резкого перехода в Европе от средних веков к

Ренессансу давно уже стало невозможно. Чтобы не заходить очень далеко,

укажем на то, что, по мнению многих, уже XII век был началом европейского

Возрождения. Об этом много писали и спорили;

вопрос этот, можно сказать, и в настоящее время находится в довольно

запутанном состоянии. Здесь мы не будем касаться того большого числа

авторов, историков и литературоведов, которые анализировали XII в. в этом

отношении. Обширная литература по данному

вопросу содержится в статье Б.В.Горнунга "Существовал ли "Ренессанс XII

века"?" (33, 272 - 282)1. К этой весьма обстоятельной работе мы сейчас и

— 1 —
Страница: 123456 ... 698