ХОСЕ
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ЭСТЕТИКА
ФИЛОСОФИЯ
КУЛЬТУРЫ
МОСКВА
«искусство»
1991
ББК 87.8
Г22
Редакционная
коллегия
Председатель
А. Я. Зись
к. м. долгов
А. В. МИХАЙЛОВ
И. С. НАРСКИЙ
А. В. НОВИКОВ
ю. н. попов
Г. М. ФРИДЛЕНДЕР
В. П. ШЕСТАКОВ
© Вступительная статья
Г. М. фридлендера, 1991 г.
о 0301080000-086 15-91© Составление В. Е. багно, 1991 г.
025(01)-91© Комментарии о. в. журавлева
ISBN 5-210-02441-1 (рус.) и а. ю. миролюбовой, 1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Г. М. Фридлендер
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА
(ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)
7
ЛЕТНЯЯ СОНАТА
Перевод Н /7. Снетковой
49
АДАМ В РАЮ
Перевод В. В. Симонова
59
три картины о вине
Перевод О. В. Журавлева
82
ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
Перевод Я. А. Тертерян
93
РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ДОН КИХОТЕ»
Перевод А. Б. Матвеева
113
ВОЛЯ К БАРОККО
Перевод Я. Я. Снетковой
151
ЭСТЕТИКА В ТРАМВАЕ
Перевод Г. Г. Орла
155
MUSICALIA
Перевод В. В. Симонова
163
ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ ПРУСТА
Перевод В. Г. Резник
176
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
Перевод Т. И. Пигаревой
186
ДВЕ ГЛАВНЫЕ МЕТАФОРЫ
Перевод Б. В. Дубина
203
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
Перевод С. Л. Воробьева
218
МЫСЛИ О РОМАНЕ
Перевод А. Б. Матвеева
260
ИСКУССТВО В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ
Перевод О. В. Журавлева
296
ВОССТАНИЕ МАСС
Перевод А. М. Гелескула
309
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
Перевод В. Е. Багно
350
В ПОИСКАХ ГЕТЕ
Перевод А. Б. Матвеева
433
ИДЕИ И ВЕРОВАНИЯ
Перевод В. Г. Резник
462
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
Перевод Е. М. Лысенко
492
ГОЙЯ И НАРОДНОЕ
Перевод А. Ю. Миролюбовой
514
КОММЕНТАРИИ
535
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
575
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО
ФИЛОСОФА
(ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)
1
В период Ренессанса, Барокко и
Просвещения Испания создала не только свое классическое искус-
ство—искусство Сервантеса и Лone де Веги, Тирсо де Молины,
Кальдерона, Кеведо, Гонгоры, Эль Греко, Рибейры, Сурбарана, Велас-
кеса и других великих писателей и живописцев,— но и свою эстети-
ческую традицию: блестящие рассуждения по поэтике Энрике де
Вильены и Энсины, эстетические трактаты Хауреги-и-Агилара и Ар-
теаги, посвященные вопросам искусства слова, остроумные размыш-
ления Грасиана и театральные заметки Ховельяноса *.
Однако, несмотря на бурные события испанской истории качала
XIX века в эпоху борьбы Испании с Наполеоном; на расцвет живо-
писи Ф. Гойи в конце XVIII —начале XIX века; выступление круп-
нейшего поэта эпохи войны за независимость X. Кинтаны и вслед за
этим X. де Эспронседы и других поэтов-романтиков, а во второй
половине ХIХ века — развитие в Испании реалистической и истори-
ческой прозы,— испанская эстетическая мысль не достигла
в XIX веке того уровня, которым ознаменовался расцвет эстетики
романтизма и реализма в Англии, Германии, Франции или России.
Сочинения таких выдающихся деятелей испанской литературы XIX
века, выступавших также в области эстетики и литературно-крити-
ческой мысли, как поэт А. Алькала Галиано (1789—1865), критик,
сатирик и публицист X. де Ларра (1809—1837), писательница-рома-
нистка Э. Пардо-Басан (1852—1921) и другие, сыграли свою роль
в истории испанской литературы и общественной мысли, но не стали
началом нового крупного этапа развития философско-эстетической
мысли Испании своего времени.
— 1 —
|