Томас МертонДЗЭН и ГОЛОДНЫЕ ПТИЦЫАннотацияПеревод А. Мищенко Оригинальное издание: Дайсэцу Судзуки «Мистицизм христианский и буддийский». Киев, «София», 1996. Томас МертонДЗЭН и ГОЛОДНЫЕ ПТИЦЫОглавление Вступительное слово автора Изучение дзэн Христианские взгляды на дзэн Д. Т. Судзуки: человек и его деятельность Мудрость Пустоты Дайсэцу Т. Судзуки: «ЗНАНИЕ и НЕВИННОСТЬ» Томас Мертон: «ВОЗВРАЩЕНИЕ РАЯ» Заключение Дайсэцу Т. Судзуки Заключение Томаса Мертона Послесловие Вступительное слово автораТам, где лежит падаль, кружат и садятся хищные птицы. Жизнь и смерть — не одно и то же. Живущие терзают мертвых, чтобы извлечь для себя пользу. Мертвые от этого ничего не теряют, а только приобретают — освобождая место под солнцем. Или, по крайней мере, нам так кажется — если мы мыслим в терминах приобретения и потери. А вы, подходите ли вы к изучению дзэн с намерением что-то приобрести? Этот вопрос не подразумевает обвинения. И все же это очень серьезный вопрос. Ведь когда много суеты вокруг «духовности», «просветления» или же просто «продвинутости», это скорее всего потому, что где-то стервятники кружат над трупом. Это кружение и высматривание, это спускание вниз и празднование победы нельзя назвать Изучением Дзэн, хотя все это может быть полезно в других отношениях. Ибо все это насыщает голодных птиц. Дзэн никого не насыщает. В нем ничего нельзя найти. Птицы могут прилететь и покружить некоторое время в том месте, где, как предполагалось, находится тело. Но вскоре они улетают прочь. И тогда внезапно проявляется никто , или ничто , которое было там всегда. Это Дзэн. Он присутствовал с самого начала, но стервятники не увидели его, потому что это не их пища. Изучение дзэн [1]Лучше увидеть лицо, чем услышать имя. Дзэнское изречение «Ничто не может быть понято или представлено, — сказал Леви-Строс, — в отрыве от основных элементов своей структуры». Леви-Строс изучал примитивные системы кровного родства и говорил о ключевой роли, которую играет в них дядя по материнской линии. Я должен признать с самого начала, что дядя по материнской линии не имеет никакого отношения к дзэн. И впредь я не намерен доказывать, что они имеют нечто общее. Однако утверждение Леви-Строса универсально. «Ничто не может быть понято или представлено в отрыве от основных элементов своей структуры». Это рождает любопытный вопрос: можно ли дзэн каким-то образом вписать в структуру антропологии? И если да, то можно ли тем самым его «понять»? Когда вопрос задан, очевидно, что ответить на него можно и «да», и «нет». — 1 —
|