Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания

Страница: 123456 ... 154

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

А.Я. БРОДЕЦКИЙ

ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ

АЗБУКА МОЛЧАНИЯ

Рекомендовано Международной педагогической академией качестве учебного пособия для творческих учебных заведений, факультетов педагогики и психологии

Аннотация

В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных частиц-знаков, ко­торые он сводит в единую систему-алфавит; раскрывается поэтапное формирование этой системы как по мере развития ребенка, так и в рус­ле культурно-исторического процесса.

Пособие предназначено для студентов творческих и педагогических учебных заведений; будет интересно широкому кругу читателей: дея­телям различных видов искусства, психологам и педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Вступление

О невербальном языке

Что такое топонома и топономика

Первая часть. ТОПОНОМИКА В ЖИЗНИ

Глава 1. Психологическая вертикаль

Первое знакомство с психологическим пространством

Вертикальное мироощущение

Начало формирования внутреннего пространства

Некоторые итоги

Вертикаль в речи

Постоянная составляющая вертикали

Вертикальная «пристройка

Глава 2. Психологическая сагитталь

Сагитталь — координата независимости

Закон эмоционального притяжения

Достижение

Сагиттальный обзор

Сагитталь в речи

Некоторые итоги

Вертикально-сагиттальная плоскость

Глава 3. Психологическая горизонталь

Горизонтальная асимметрия

Горизонталь — координата выбора и сравнительного анализа

Правое и левое как активное и пассивное

Координационные конфликты

Постоянная составляющая горизонтали

Горизонталь в речи

Некоторые итоги

Глава 4. Эгональ

Эгональ как пространственный подтекст

О внимании

О взгляде

Глава 5. Трехмерное психологическое пространство

Сопряжение внутреннего пространства с внешним

Точка зрения

Вторая часть. ТОПОНОМИКА В ИСКУССТВЕ

Глава 6. Модальность психологического пространства

Периметр

Масштаб

Ракурс

Глава 7. Топономика как художественный прием

Н.Тарабукин о смысловом значении диагоналей

Топонома как знак ролевой функции

Глава 8. Структура художественного пространства

О миза.. сценическом действии

Мизансценическая сетка

Мизансценическое действие — основа коллективной импровизации

О цвете

Глава 9. Практическая топономика

Заключение

Литература

Приложение

предисловие

Работа А.Я. Бродецкого имеет двойное предназначение (эта двой­ственность в самом ее названии) и может быть отнесена к пока еще неширокому кругу учебных пособий в области пограничных видов деятельности. Говоря о науке, изучающей язык тeлa, ДЖ.ФЭСТ1 пи­шет: «Специалистов в этой области так мало, что их можно пе­ресчитать по пальцам». Это действительно так, и одно это уже долж­но пробудить интерес читателей к лежащей перед ними книге.

— 1 —
Страница: 123456 ... 154