Карл Бюлер. Теория языка. Содержание. ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ ЯЗЫКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ ГЛАВА I ПРИНЦИПЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ § 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА КАК ОРГАНОНА (А) Формы существования конкретных языковых явлений § 3. ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА (В) Модель структуры языка § 4. РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЯЗЫКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; РЕЧЕВОЙ АКТ И ЯЗЫКОВАЯ СТРУКТУРА (С) § 5. СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СИСТЕМА S–F ЯЗЫКОВОГО ТИПА (D) Понятие языка и его признаки Глава II УКАЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ ЯЗЫКА И УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА § 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБОВ УКАЗАНИЯ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ § 7. ORIGO УКАЗАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ § 8. ДЕЙКСИС К ВООБРАЖАЕМОМУ И АНАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ § 9. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ И ТОПОМНЕСТИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ В ЯЗЫКЕ Глава III ПОЛЕ СИМВОЛОВ ЯЗЫКА И НАЗЫВНЫЕ СЛОВА §10. СИМПРАКТИЧЕСКОЕ, СИМФИЗИЧЕСКОЕ И СИНСЕМАНТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКОВ § 11. КОНТЕКСТ И ФАКТОРЫ ПОЛЯ В ОТДЕЛЬНОСТИ § 12. ПОЛЯ СИМВОЛОВ В НЕЯЗЫКОВЫХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТАРИЯХ § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК § 14. ЯЗЫКОВЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ ЗНАКИ § 15. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА — ПРИМЕР ПОЛЕВОГО МЕХАНИЗМА § 16. КРИТИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Идея символического поля Глава IV СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПОЗИЦИИ § 17. МАТЕРИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗВУКОВОГО ПОТОКА РЕЧИ § 18. МЕЛОДИЧЕСКИЙ ОБЛИК И ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ § 19. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ СЛОВО. ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ СЛОВА Идея чистого лексикона § 21. СОЧИНЕНИЕ С СОЮЗОМ «И» По поводу теории гештальтов § 22. ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОЗИТА § 23. ЯЗЫКОВАЯ МЕТАФОРА Сематологическое ядро теории метафоры § 25. ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЕЗ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ § 27. ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (КРАТКИЙ ОТЧЕРК) ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРАОрудия труда и язык, как известно с давних пор, относятся к числу самых ярких проявлений человеческого в человеке: homo faber[1] использует отобранные и обработанные предметы в качестве орудий, а человек — zoon politikon[2] — употребляет язык при общении с себе подобным. Возможна новая, углубленная интерпретация этой простой мудрости с точки зрения физической и психологической антропологии, и такая интерпретация уже находится в процессе становления. Чарлз Белл, гениальный основоположник нашего познания структуры центральной нервной системы, был первым среди специалистов по сравнительной анатомии, завершившим свое сравнительное изучение органов и увенчавшим его теорией человеческого выражения, основанной на биологии. В первые десятилетия XIX в. Белл писал, что по всему строению своего тела человек предназначен применять орудия труда и язык. Эта основная мысль антропологии Белла никоим образом не устарела. В моей книге «Теория экспрессии»[3] предложено новое понимание и интерпретация того, что было замечено Беллом. Тот, кто сегодня вдобавок ко всему находится под воздействием тщательного обсуждения особенностей человеческого тела в книге О. Абеля[4], вновь возвращается к этой старой мудрости и как психолог может в дополнение к картине жизни предков человека, обрисованной Абелем, не слишком фантазируя, сочинить современный миф о роли орудий и языка в становлении человека. Миф, который должен был по важнейшим пунктам более правильно постичь сущность человеческого языка, чем это делается в книге де Лагуна «Речь. Ее функции и развитие».[5] Но это лежит в стороне от выбранного нами пути; я собираюсь рассказать современный миф о происхождении языка отдельно, в журнале «Zeitschrift fur Psychologie». В этой книге мы обращаем к языку не вопрос «Откуда ты пришел по этой дороге?», а другой вопрос: «Что ты собой представляешь?» — 1 —
|