К. В. Макарова, О. А. ТаллинаПсихология человека
«Психология человека: Учебное пособие. / Макарова К. В., Таллина О. А.»: Прометей; Москва; 2011 ISBN 978‑5‑4263‑0029‑3 АннотацияУчебное пособие в доступной форме знакомит с психическими явлениями, представляющими внутренний мир человека. Рассматриваются общие вопросы психологии, психические процессы, состояния и свойства, эмоционально‑волевая сфера, индивидуально‑психологические особенности человека. Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и лиц, интересующихся психологией. К. В. Макарова, О. А. ТаллинаПсихология человека: Учебное пособиеГлава 1Предмет и методы психологии человека1.1. Психология как наукаКаждая наука имеет конкретный предмет своего изучения. Рассмотрим, что же является предметом изучения психологии. С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и явлений (люди, природа, различные предметы) существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром. Психика, представляя внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и воздействует на окружающий мир. Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира. Психику, внутренний мир человека и изучает психология. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Термин «психология» происходит от двух греческих слов: «псюхе» – душа и «логос» – учение, наука. Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI в., общеупотребительным оно стало с середины XVIII в. Крупнейшими представителями античной философии, определившими развитие психологии являются Гераклит (530–470 гг. до н. э.). Демокрит (460–370 г г. до н. э.), Сократ (470–399 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н. э.). Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Согласно учению Гераклита, первоначалом сущего является огонь, стихия. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Огненное начало в организме и есть душа – психея. Дальнейшее развитие этой идеи позволяет древнегреческим философам сделать вывод о всеобщей одушевленности материи (гилогизм) – своеобразной форме материализма. Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую принцип причинности. Он толковал душу как материально оживотворяющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом (или, иначе, разумом), который определяет весь жизненный процесс. Так как дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются из мелких шаровидных и поэтому наиболее подвижных атомов. Прогрессивным в этом взгляде при всей его наивности было утверждение о том, что все свойства живого (от низших функций тела и до психики) являются свойствами самой материи. Сократ – греческий философ‑идеалист – мыслил под термином «душа» прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу. — 1 —
|