Н.Ф.Калина, Е.В.Черный, А.Д.Шоркин Лики ментальности и поле политики Монография является итогом первого в Украине комплексного исследования, посвященного разработке теоретических основ изучения феномена ментальности и поиску эмпирических показателей политической ментальности. Ментальность рассмотрена с культурологической, психосемиотической и социально-психологической точек зрения. Приведены экспериментальные данные исследований структуры и функций политической ментальности, предложена ее системная модель.
Введение...................... 5 1. Ментальность как предмет 1.1. Категориальный статус понятий “ментальность” и “менталитет” ... 8 1.2. Психологическая природа и функции ментальности... 16 2. Ментальность: культурологический аспект 2.1. Культурологические стратегии исследования ментальности... 22 2.2. Схемы универсума: порождение культуры и формирование ментальности... 26 2.3. Универсум ментальности современника... 28 2.4. Способы бытия человека в культуре... 38 2.5. Базовая матрица субкультур... 46 3. Ментальность: психосемиотический аспект 3.1. Ментальные структуры сознания как источник семиотических моделей... 57 3.2. Бессознательные аспекты ментальности... 71 3.3. Ментальность как дискурс... 80 3.4. Политическая ментальность как форма жизни и тип языковой игры... 90 4. Ментальность: этнополитический аспект 4.1. Ментальность как неосознаваемая идентичность... 107 4.2. Субкультура — единица анализа социально-политической идентичности... 113 4.3. Генезис, структура и функции политического менталитета.... 129 4.4. Экспериментальное исследование политического менталитета и его типология... 143 Заключение................................. 161 Список литературы....................... 167 Приложения....................... 172
Мысль о том, что любые ментальные содержания помимо представлений об окружающем человека мире несут в себе также артефакты деятельности психики, высказывали уже Северин Боэций, Уильям Оккам или, скажем, Рене Декарт. Развернутый философско-методологический анализ проблемы зависимости содержания сознания и мышления от функциональных (логических) механизмов последних мы находим в работах Иммануила Канта, а стремление изучить и описать онтологию (в том числе и психологическую) гносеологических процедур присуще многим философам ХХ столетия. Работы А.Айера, Л.Витгенштейна, Э.Гуссерля, В.Дильтея, В.П.Зинченко, Э.Кассирера, М.К.Мамардашвили, М.Мерло-Понти, Б.Рассела, П.Рикера, М.Фуко, М.Хайдеггера, Г.Г.Шпета, К.Г.Юнга утверждают экзистенциальный статус проблемы изучения ментальных структур и механизмов сознания. Человек нуждается в понимании “устройства” собственного сознания для того, чтобы понять и осмыслить свою жизнь. Ключевыми понятиями его описания у Э.Гуссерля выступают ноэтические и ноэматические структуры, у Л.Витгенштейна — языковые игры, у К.Г. Юнга — архетипы коллективного бессознательного, у Э.Кассирера — символы, у Ж.Лакана — регистры реального, воображаемого и символического, у А.Айера — аналитические предложения, у М.Хайдеггера — истина-алетейа. — 1 —
|