Эрик Ричард КандельВек самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших днейТекст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=19403900 «Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней»: CORPUS; Москва; 2016 ISBN 978-5-17-085501-8 АннотацияЛауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (2000 г.) и знаток модернистского искусства приводит нас в блистательную Вену рубежа XIX–XX веков – город Зигмунда Фрейда, Артура Шницлера и Густава Климта. Здесь – в художественных мастерских, врачебных кабинетах и светских салонах – около ста лет назад началась революция, изменившая наши представления о психике и ее отношениях с искусством. Эрик КандельВек самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней© Eric R. Kandel, 2012 © П. Петров, перевод на русский язык, 2016 © А. Бондаренко, художественное оформление, макет, 2016 © ООО “Издательство Аст”, 2016 Издательство CORPUS ® Pour Denise – toujours [1] ПредисловиеВ июне 1902 года Огюст Роден приехал в Вену. Берта Цуккеркандль, искусствовед и хозяйка одного из изысканнейших салонов того времени, пригласила великого француза вместе с великим австрийцем Густавом Климтом на “яузе” (Jause ) – традиционный венский полдник с кофе и пирожными. В автобиографии она вспоминала: Климт и Роден сели рядом с двумя необычайно красивыми женщинами; Роден смотрел на них в полном восторге… Альфред Грюнфельд [бывший придворный пианист германского императора Вильгельма I, переехавший в Вену] сел за рояль в большой гостиной, двойные двери которой были раскрыты. Климт подошел к нему: “Пожалуйста, сыграйте нам что-нибудь из Шуберта”. И Грюнфельд, не вынимая сигары изо рта, заиграл дивную музыку, которая витала в воздухе вместе с дымом. Роден наклонился к Климту и сказал: “Я никогда в жизни не чувствовал себя так, как здесь, у вас. Ваш «Бетховенский фриз», такой трагический и такой прекрасный, незабываемая выставка с ее атмосферой храма, а теперь и этот сад, эти женщины, эта музыка… И вокруг, и в вас самих столько подлинной, детской радости… Что же это такое?“ — 1 —
|