Алексей Михайлович Ремезов Николай Константинович Рерих Александр Валентинович Амфитеатров Фёдор Кузьмич Сологуб Зинаида Николаевна Гиппиус Леонид Николаевич Андреев Михаил Алексеевич КузьминСказка серебряного векаhttp://maxima-library.org/ «Сказка серебряного века»: Терра; Москва; 1997 ISBN 5-300-01028-6 АннотацияСКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! +18 В сборнике представлены литературные сказки признанных русских писателей конца XIX — начала XX века: А. М. Ремизова, А. В. Амфитеатрова, М. А. Кузмина, Ф. Сологуба, Л. Н. Андреева, 3. Н. Гиппиус, Н. К. Рериха, чье творчество в этом жанре оставалось практически неизвестным читателю до сих пор. Как и в сборнике «Новелла серебряного века», сказки несут печать своего времени, с его интересом к мифам, легендам, преданиям, притчам, ко всему мистическому, таинственному, необъяснимому. Сказка серебряного векаСо свитой птиц, С огнем всезрящих глаз Сквозь наши будни Ткет нам праздник — Сказка. К.Бальмонт Бергулева-Дмитриева Т.Г«ЧУВСТВО ТАИНСТВЕННОСТИ МИРА»Серебряный век русской культуры конца XIX — начала XX столетия был отмечен смешением разных литературных направлений, философских и религиозных течений. «Эпоха была синкретической, — вспоминал Н. А. Бердяев, — она напоминала искание мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической и немецкий романтизм начала XIX века… Было чувство таинственности мира»[1]. Это чувство выражалось у писателей того времени и «в жажде сказочных чудес» (К.Д.Бальмонт): Противен яркий свет очам больной души, Люблю я темные таинственные сказки, — писал Д. С. Мережковский. Мне нужно то, чего нет на свете… И это желание не знаю откуда… Но сердце хочет и просит чуда, — признавалась 3. Н. Гиппиус. На рубеже столетий «литературная общественная психология» носила печать неоромантизма, поскольку имела, по замечанию историка литературы С. А. Венгерова, «одно общее устремление куда-то ввысь, вдаль, вглубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания»[2]. В лес дремучий по камушкам Мальчика с пальчика, Накрепко за руки взявшись и птичек пугая, Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда, — приглашал в мир свой волшебной «Посолони» А. Ремизов. Догорал закат старой культуры, а восход новой еще только обозначался. Одни называли время рубежа веков упадком, декадансом, другие — возрождением, ренессансом, но в нем было и то и другое: «…и упадок, и возрождение, и конец старого, и начало нового, и спуск и подъем, и тлен и воскресение, и декадентство и символизм»[3]. — 1 —
|