Николаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship.ruСовременная культура и ПравославиеНиколаева Олеся АлександровнаСовременная культура и ПравославиеРед. Golden-Ship.ru 2012 ОглавлениеПредисловие Православие и современная культура Мифоритуальный характер советской культуры Диктатура плюрализма Андеграунд как "новый истеблишмент" "По ту сторону добра и зла" "Симулякры" постмодернизма Смерть автора как "смерть Бога" Новое мифотворчество Пересоздание мира в постмодернизме Новый герой "Перемещенный предмет" постмодернизма Технология постмодернизма "Перформанс" Лицо, имидж, маска Игра как метафизика постмодернизма Аноним новой культуры Реальность в новой культуре Виртуальная реальность Психоделическая культура Механизмы компенсации Мифоритуальная структура новой культуры Новый человек "эры Водолея" Проблема любви Проблема свободы Проблема этики Проблема страха Проблема смерти Церковь и интеллигенция Идейность и беспочвенность русской интеллигенции В. Соловьев: спасение или теургия? Н. Бердяев: Церковь или творчество? Н. Бердяев: творец или богоборец? В. Розанов: порок или добродетель? М. Булгаков: Бог или диавол? Интеллигенция и Церковь Православие и творчество Способность к творчеству как богоподобие Талант - дар Божий Творец Красоты Противоречит ли смирение творчеству? Сатана - покровитель бездарности Злаки и плевелы Создание "новой реальности" Творчество как подвиг веры Благодать и вдохновение Логос творчества Проблемы автоцензуры Творчество как чудо Соблазны творчества Дар творчества (вместо послесловия) Предисловие "Искусство писателя замечательное, но какое унижение искусства!", - сказал об одном позднем сочинении вольнодумца Толстого его современник-христианин. Прошло немногим более ста лет - и как страшно изменился облик культуры, изменилось состояние душ и сердец! Где ныне "замечательное искусство", которым блистали и те, кто "унижал искусство"? Где великая русская литература, великая русская музыка, великая русская живопись?.. Не будем впадать в идеализацию. И в ХIХ веке было и унижение искусства, и унижение человека в искусстве, и общественный обман через искусство. Широко разлитый культ литературы был одним из главных средств культивирования упадочного интеллигентского утопизма. И все же разница между веком уходящим и веком минувшим огромна. Очень долго мы недостаточно отчетливо видели эту разницу. Официальное искусство победившего утопизма было совершенно немощно в своих новшествах и полностью ориентировано на классику в своих достижениях. Все ждали, когда заговорит в полный голос искусство неофициальное, потаенное, гонимое. И вот, по мере падения цензурных оков перед нами стали все более и более явственно вырисовываться уродливые очертания этого "нового искусства". Сказать, что оно бездарно, плоско, пошло, безобразно - это значит еще ничего не сказать. На наших глазах служители Муз постепенно становятся служителями Сатаны, вовлекая в это служение и толпы потребителей "искусства". Мы видим разложение и гибель не отдельных художников, но человечества - той его части, которая вовлекается в апостасию. — 1 —
|