Иларион АлфеевЖизнь и учение св. Григория Богослова«Жизнь и учение св. Григория Богослова»: Жизнь и учение св. Григория БогословаПредисловие митрополита Сурожского АнтонияБлажен, кто ведет пустынную жизнь, не смешивается с пресмыкающимися по земле, но обожил свой ум. Блажен, кто, общаясь с многими, не развлекается многим, но всем сердцем обращен к Богу. Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа; у кого одно стяжание — крест; его и несет он высоко… Блажен, кто, приняв на себя управление народом, чистыми и великими жертвами приводит Христа к людям… Блажен, кто в высоком полете очищенного ума видит сияние небесных светов. Св. Григорий Богослов (PG 37,781–783) Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове. По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека. Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание “от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и» внешних». Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины. В наши дни, когда перед каждым верующим, как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью. Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия через писания Святого Григория Богослова. — 1 —
|