СОВЕТ АТИШИ Когда Атиша прибыл в Тибет, три его ученика — Ку, Нокэ и Дром — спросили его: Атиша ответил: «Наставления ламы важнее Писаний и комментариев». «Почему так?» — спросили они. «Даже если вы знаете, что первичная природа всех явлений — Пустота и знаете наизусть Трипитаку, вы будете совершенно отрезаны от Учения, если вы не применяете наставлений ламы во время практики». Снова спросили ученики: «Пожалуйста, дайте определение [сути] наставлений ламы. Это просто стремление вершить добрые дела телом, речью и умом и действовать в соответствии с тремя обетами: обетом индивидуального освобождения, обетом бодхисаттвы и тантрийскими обетами?». «И то и другое недостаточно», — ответил Атиша. «Но почему?» «Хотя вы и соблюдаете три обета, но если вы не отреклись от трех регионов самсары(1), ваши действия лишь увеличат ваши мирские стремления. Хотя вы и стремитесь совершать благие дела телом, речью и умом, непрерывно денно и нощно, но если вы не посвятили этот труд Пробуждению всех, вы кончите бесчисленными ложными помыслами. Хотя вы занимаетесь медитацией и вас считают святым и мудрым учителем, но если вы не оставите восемь мирских дхарм(2), то, что бы вы ни делали, всё будет служить лишь целям этой (мирской) жизни, и в будущем вы не найдете правильного пути». «А что есть высшая цель Учения?» — спросили ученики. Атиша ответил: «Конечная цель Учения — обладать сущностью Пустоты и Сострадания… постижение Пустоты избавляет от всех мешающих страстей». «Но многие говорят, что они постигли Пустоту. Почему же у них остаются гнев и привязанности?». «Они произносят пустые слова, ибо, если вы полностью реализовали сущность Пустоты, то ваше тело, речь и ум действуют с удовольствием, подобны скользкому свежему маслу в ячменном супе… весь Путь включается в эту реализацию». «Каким образом Вы включаете весь Путь в реализацию Пустоты?» — спросили ученики. «Весь Путь заключается в шести парамитах(3). Если вы постигаете истинный смысл Пустоты — и избавляетесь от слепой жажды всех вещей, материальных и духовных — ваша жизнь становится непрерывным актом парамиты даяния. И когда нет привязанности, вас больше не загрязняют недобродетельные дела, и вы пребываете в непрерывной гармонии парамиты нравственности. Освободившись от загрязнений, вы также освобождаетесь от проникнутого страстью господства «я» и «моё», и достигаете непрерывной терпеливости (парамита терпения). Поскольку вы находите большое удовольствие в реализации Пустоты, ваша жизнь превращается в непрерывный энтузиазм и энергию (парамита усердия). Посредством этого вы теряете всякий интерес к объектам и погружаетесь в непрерывную медитацию (дхьяна-парамита). И, наконец, когда ваш ум освободился от привычки видеть всё сквозь призму трех аспектов(4), вы достигните непрерывной трансцендентной мудрости». — 1 —
|