Мария Вальдес ОдриосолаИнтуиция, творчество и арттерапия«Интуиция, творчество и арттерапия Мария Вальдес Одриосола»: Инcтитут общегуманитарных исследований; Москва; 2012 АннотацияКнига «Интуиция, творчество и арттерапия» является логическим продолжением книги «Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами арттерапии» (2009). Автор открывает читателю новые возможности интуитивного метода. Мария Вальдес ОдриосолаИнтуиция, творчество и арттерапия© Мария Вальдес Одриосола, 2012 © Институт общегуманитарных исследований, оформление, 2012 ПредисловиеМетод интуитивного рисования разработал еще в начале XIX века в результате своих собственных творческих поисков английский художник, академик Дж. М. У. Тёрнер. Опираясь на теорию цвета И. В. Гёте, он впоследствии отошел от академических канонов, пытаясь передать в своих произведениях явления, которые нельзя выразить словами – человеческие чувства. Он использовал технику, изобретенную Дж. Р. Козенсом (британский акварелист, 1752–1797), заключающуюся в передаче основных пейзажных форм с помощью точек и широких полос – «пятен» с более поздней доработкой деталей. Однако, Тёрнер использовал этот метод, не подчиняя живописные средства первоначальному замыслу, а создавая абстрактные эффекты живописного фона. Потом, вглядываясь в начатое полотно, он научился, сопоставляя живописные эффекты и реальные наблюдения, видеть конечный результат работы, совершив настоящую революцию в живописи. Однако, свою методологию Тёрнер унес с собой в могилу, не написав ни строчки о методах и приемах работы, он так бы и мог остаться единственным хранителем тайны создания своих фантастических произведений, на которые люди даже двести лет спустя смотрят с замиранием сердца. Теория и практика использования интуиции в художественном творчестве, стали достоянием человечества благодаря трудам отечественных ученых второй половины XIX и первой половины ХХ веков: Владимира Соловьева, Льва Шестова, Алексея Лосева и, конечно же, основоположника абстрактного искусства ХХ века Василия Кандинского, раскрывшего и обосновавшего взаимодействие в искусстве интуитивного и рационального. Хотя западные специалисты позже и взяли на вооружение все эти идеи, уже в начале XXI века, в связи с доминированием рационалистических течений в философии и других факторов, западноевропейская классическая школа обучения искусству переживает декаданс. Забыло западное общество потребления, со своим стремлением все просчитать, оценить и продумать до конца, об истинном назначении искусства, о том, что «зорко лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери). Единственной страной, где все еще сохраняется классическая школа обучения изобразительному искусству, осталась Россия с ее непоследовательностью и нерациональностью. — 1 —
|